Содержание

Кинематограф/театр


Российская империя и ранее

Кино

Первые кинофильмы были “немыми”. Звуковой дорожки у видеоряда не было. Вместо этого в самом кинозале отдельно музыканты могли играть музыку к фильму, создавая своеобразный живой саундтрек. Реплики героев воспроизводились в виде субтитров либо зачитывались диктором в зале.

1896 г. – первый в истории России киносеанс. Кинофильм показывали в парке “Аквариум”.

1911 г. – “Оборона Севастополя” – первый полнометражный российский фильм. Сохранился в сокращённом виде, создатель – Александр Ханжонков.

1912 г. – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» – российский и первый в мире кукольный мультфильм, созданный с помощью технологии покадровой съёмки.

С самого начала XX века российское кино бурно развивалось. Даже три революции начала века и начинавшаяся гражданская не мешали российским кинематографистам снимать множество лент. К сожалению, большинство из этих кинолент были утрачены.

Театр

Задолго до появления полноценного театрального искусства на Руси существовали лицедеи. Этими увеселителями народа были скоморохи. Они, используя простые музыкальные инструменты: гусли, дудки, развлекали простых крестьян и горожан. Среди скоморохов различали: шутников, музыкантов, певцов, кукловодов, дрессировщиков животных. В качестве места выступления использовались площади в городах или ярмарки, такие места назывались балаганами. Духовенство с осуждением относилось к подобному народному творчеству, считая, это это ведёт к разжиганию страстей в душе человека. Становились скоморохами беднейшие члены общества, у которых не было иной возможности прокормить и обеспечить себя. Явление скоморошничества известно с XI века.

Первая попытка создать театр принадлежала Михаилу Фёдоровичу Царь хотел пригласить на службу иностранных актёров для игры на свадьбе своей старшей дочери. Но по неизвестной причине актёры после месяца пребывания в России были высланы, и организация театра не состоялась.

Первый театр был создан во время правления Алексея Михайловича в XVII веке. Идею создания первого театра по европейскому образцу подал боярин Артамон Матвеев. Первая пьеса была написана на библейский сюжет и называлась “Артаксерксово действо”. Для первого спектакля в царской резиденции села Преображенское было построено специальное театральное помещение, а сама пьеса длилась около десяти часов. Представления проводились ещё несколько лет, однако, со смертью Алексея Михайловича театр закрылся.

При этом многие представители привилегированных сословий последовали примеру царя, так появился феномен крепостного театра. Дворяне, бояре, князья заводили у себя домашние театры, в которых играли обученные крепостные люди и слуги. Изначально ставились европейские пьесы, в основном французские и итальянские. В дальнейшем стали появляться и русские авторы.

Новый импульс театральное искусство получило при Петре I. Первый русский император сделала театр публичным и доступным широким массам народа. Также Пётр активно приглашал европейских актёров, осознавая всю важность привнесения в Россию европейской культуры.

Кинематограф/театр

1750 г. – создание в России первого постоянно действующего театра. Купец Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763 г.) в Ярославле создаёт свой театр. Первое представление по пьесе А.П. Сумарокова “Хорев”. Волков напишет множество пьес, станет управляющим Александрийского театра и будет продолжать исполнять роли на сцене.

Кинематограф/театр

Елизавета Петровна в 1756 г. издаёт специальный указ и учреждает в Санкт-Петербурге “Русский театр для представлений трагедий и комедий”, ныне Александрийский театр. Управление театром поручается Александру Петровичу Сумарокову – русскому поэту, драматургу и литературному критику. А “первым русским актёром” императрица назначает Ф.Г. Волкова. Современное здание построено 1832 г., архитектор – Карл Иванович Росси.

Кинематограф/театр

Иван Афанасьевич Дмитриевский (1734-1821 г.) – русский актёр, переводчик и театральный педагог. Внёс существенный вклад в развитие театрального искусства в России начав формировать принципы школы театра. Воспитал многих русских актёров и продолжателей педагогического ремесла в театре.

Кинематограф/театр

Михаил Семёнович Щепкин (1788-1863 г.) – русский актёр, один из основоположников русской театрально-актёрской школы, продолжатель дела Дмитриевского.

Кинематограф/театр

Катерино Альбертович Кавос (1775-1840 г.)итальянец по происхождению, приехав в Россию стал основоположником оперы. Опера – это театральная постановка, в которой музыке отводится первое место и значение, а роли исполняют певцы.

Большой театр – открыт 1776 г. – первый общественный музыкальный театр Москвы, изначально называвшийся Петровский, по наименованию улицы на которой располагался. Здание у тетра менялось и перестраивалось: 1) Петровский театр 1780-1805 г., архитектор – Христиан Розберг, здание сгорело; 2) Большой театр 1825 г. (только в этом году достроили новое здание) – 1853 г., архитектор – Осип Иванович Бове, здание сгорело; 3)Большой театр 1856 г. – наст. время, архитектор – Альберт Катеринович Кавос.

Кинематограф/театр

Малый театр – открыт 1824 г. – располагается на театральной площади в Москве рядом с Большим театром. Труппа малого театра ведёт своё начало с 1752 г. от актёров студентов Московского университета. Архитектор – Осип Иванович Бове. Позже здание было достроено Константином Андреевичем Тоном.

Кинематограф/театр

Мариинский театр – открыто 1783 г. – основан по приказу Екатерины II, изначально труппа театра выступала в Большом театре. Своё собственное здание театр получил в 1859 г. в Санкт-Петербурге, архитектор – Альберт Катеринович Кавос. Назван в честь жены Александра II императрицы Марии Александровны.

Кинематограф/театр

Александр Николаевич Островский (1823-1886 г.) – русский драматург, создатель множества пьес, внёсший также значительный вклад в развитие русской школы драматургии.

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943 г.) – российский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик; народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий I степени, кавалер ордена Ленина. Вместе со Станиславским является основателем Московского Художественного театра (МХТ) имени А.П. Чехова.

Кинематограф/театр

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938 г.) – российский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра, первый народный артист СССР, кавалер ордена Ленина, почётный член Академии наук СССР. Создатель используемой до сих пор по всему миру “системы Станиславского” – вживание исполнителя роли в образ, по обучению актёрскому мастерству.

Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922 г.) – российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, основатель и руководитель Студенческой драматической студии (1913—1922), с 1921 года известной как Третья Студия МХТ, а с 1926 года – как Театр имени Евгения Вахтангова.

Кинематограф/театр

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) – российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР. Репрессирован и расстрелян 1940 г.

СССР

Кино

Советское киноискусство 1920-30х годов было проникнуто духом революции, классовой борьбы, стремлениями построения нового коммунистического общества общества. Эти темы были новы для мирового кинематографа, что вызывало повышенный интерес к советским фильмам за рубежом. Фильмы широко использовались в пропагандистских целях. Так с помощью кинематографа возвеличивались советские лидеры, в периоды репрессий подвергалась уничижению оппозиция, поднимался энтузиазм трудящегося народа, распространялся атеизм, население морального готовили к очередной войне с капиталистическими странами.

Основное направление – социалистический реализм – это направление в искусстве, основанное на идеалах социализма, социального равенства, сознательности и единства трудящихся, классовой борьбы, трудового энтузиазма и стремления построения нового прогрессивного общества.

Ленин в 1918 году

Известные советские режиссёры

Известные советские фильмы

1924 г. – “Аэлита” – первый советский фантастический фильм, сняты по роману А.Н. Толстого. Рассказывал о двух советских инженерах, жизни на Марсе и межпланетных перелётах. Немой, чёрно-белый, реж. – Яков Александрович Протозанов.

1925 г. – “Броненосец Потёмкин” – выдающийся кинофильм, многократно признававшийся критиками и коллективами кинообъединений во всём мире величайшим произведением всех времён и народов. Немой, чёрно-белый, реж. – Сергей Михайлович Эйзенштейн. Несмотря на чёрно-белую гамму в фильме есть ещё один цвет – ярко красное революционное знамя, поднимающееся над броненосцем. Для создания этого эффекта пришлось на каждом кадре раскрашивать флаг вручную. Появление в момент кульминации ярко-алого знамени производило фурор в аудитории. Фильм создавал настолько сильный пропагандистский эффект на зрителя, что был запрещён в Великобритании до 1950-х годов, как опасное с идеологической точки зрения произведение.

1931 г. – “Путёвка в жизнь” – первый советский звуковой фильм. Рассказывал о жизни и перевоспитании сирот-беспризорников во времена НЭПа. Звуковой, чёрно-белый, реж. – Николай Экк. Фильм получил награду “За лучшую режиссёрскую работу” на Международном кинофестивале в Венеции.

1934 г. – “Чапаев” – исторический фильм. Рассказывал об участии в Гражданской войне Чапаева Ивана Васильевича – начальника дивизии Красной Армии. Звуковой, чёрно-белый, реж. -Георгий Николаевич Васильев и Сергей Дмитриевич Васильев (псевдоним – “Братья Васильевы”, однако, братьями не были, только однофамильцами).

1934 г. – “Весёлые ребята” – первая советская музыкальная комедия. Рассказывает о молодом пастухе-музыканте, волей случая попавшего на должность дирижёра джаз-оркестра. Звуковой, чёрно-белый, реж. – Григорий Васильевич Александров. Снялась звезда советского кино – Орлова Любовь Петровна.

1935 г. – проводится Московский международный кинофестиваль. Второй по старшенству, после Венецианского кинофестиваля. Участие приняли: СССР, Великобритания, США, Китай, Италия, Франция, Польша, Венгрия, Чехословакия.

1936 г. – “Цирк” – музыкальная комедия. Рассказывает о прибывшей на гастроли в СССР американской цирковой труппе. Звуковой, чёрно-белый, реж. – Григорий Васильевич Александров.

1936 г. – “Соловей-Соловушко” или “Груня Корнакова” – первый советский цветной фильм. Рассказывал о нелёгкой работе женщин фарфорового предприятия, махинациях предпринимателя и начале рабочего движения на заводе в период Российской Империи. Звуковой, цветной, реж. – Николай Экк.

1938 г. – “Александр невский” – один из самых знаменитых фильмов Сергей Эйзенштейна, кино-эпопея рассказывает о победе русских дружин над ливонскими немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Музыку к фильму писал композитор Сергей Прокофьев.

1944, 1945 г. – “Иван Грозный” (2-е серии) – последний фильм Сергей Эйзенштейна, кино-биография о становлении личности Ивана IV от светлого молодого царя к мрачному государю. Вторая серия критиковалась И. Сталины за неточное отражение опричников: чрезмерное внимание к террору и отсутствие акцента на борьбе с боярством. Планировалась к производству третья серия, но скоропостижная смерть режиссёра прервала работу над картиной.

Практически все последующие фильмы будут звуковыми и цветными. Лишь иногда, для создания эффекта старины, режиссёры будут прибегать к использованию чёрно-белой гаммы.

1957 г. – “Летят журавли”. Рассказывает о событиях Великой Отечественной Войны, но представляет через личную трагедию простых людей, в отличии от множества предшествующих фильмах, в которых основной акцент делался на боевых действиях. Реж. – Михаил Константинович Калатозов. Фильм получил главный приз на Каннском кинофестивале, единственный из СССР за всю историю.

1959 г. – Московский международный кинофестиваль проводится снова, впервые с 1935 г. Отныне он будет проводиться каждые два года.

1959 г. – “Судьба человека”. Рассказывает о трагедии всего советского народа на примере простого шофёра Андрея Соколова, который во время войны теряет жену, двух дочерей и сына; подает в фашистский концентрационный лагерь. И лишь конец фильма, когда Андрей Соколов становится новым отцом мальчику-сироте дарит надежду. Реж. – Сергей Фёдорович Бондарчук. Снят по одноимённому рассказу Михаила Александровича Шолохова.

1959 г. – “Баллада о солдате”. Рассказывает о нескольких днях Алексея Скворцова, который “… мог бы стать замечательным гражданином, мог бы украшать землю садами, но он был и навечно останется в нашей памяти солдатом. Русским солдатом!” Реж. – Григорий Наумович Чухрай. Фильм получил великое множество наград на международных кинофестивалях.

1962 г. – “Иваново детство”. Рассказывает о мальчике, который во время Великой Отечественной Войны потерял родителей и стал разведчиком в тылу врага. Автор пытался показать всю противоестественность войны, её полную несовместимость со счастливой человеческой жизнью. Реж. – Андрей Арсеньевич Тарковский. Награждён Золотым львом на Канском кинофестивале.

1965-1967 г. – “Война и мир”. Рассказывает о жизни русского дворянского общества и наполеоновских войнах, в которых участвовала Российская Империя. Реж. – Сергей Фёдорович Бондарчук. Экранизация романа Льва Николаевича Толстого. Получила награду на премии Оскар. Из-за своих грандиозных масштабов филь был прозван “киноэпопеей”.

1971-1973 г. – “Семнадцать мгновений весны”. Рассказывает о действиях советского разведчика, который работает над срывом потенциального сепаратного мира между нацисткой Германией с США и Великобританией. Реж. – Татьяна Михайловна Лиознова.

1972-1988 г. – фильмы Марка Анатольевича Захарова, самые известные фильмы: “12 стульев”; “Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен”, “Дом, который построил Свифт”, “Убить дракона”.

1975 г. – “Они сражались за Родину”. Рассказывает о воинах Красной армии, сражающихся перед Сталинградом. Реж. – Сергей Фёдорович Бондарчук. По одноимённому роману Михаила Александровича Шолохова.

1979 г. – “Место встречи изменить нельзя”. Рассказывает о работе уголовного розыска в послевоенное время. Реж. – Станислав Сергеевич Говорухин. По роману братьев Вайнеров. Одну из главных ролей сыграл Владимир Семёнович Высоцкий.

1979 г. – “Москва слезам не верит”. Рассказывает о жизнях и судьбе трёх советских женщин, каждая из которых искала своего жизненного счастья. Реж. – Владимир Валентинович Меньшов. Получила награду на премии Оскар.

1961-1992 г. – комедии Гайдая, самые известные: “Пёс барбос и необычный кросс”, “Самогонщики”, “Деловые люди”, “Операция Ы и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”, “Бриллиантовая рука”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Не может быть!”, “За спичками”. Реж. – Леонид Иович Гайдай.

1950-2009 г. – фильмы Эльдара Рязанова, самые известные: “Карнавальная ночь”, “Гусарская баллада”, “Берегись автомобиля”, “Ирония судьбы, или С лёгким паром”, “Служебный роман”, “Гараж”. Реж. – Эльдар Александрович Рязанов.

1958-2013 г. – фильмы Данелия, самые известные: “Я шагаю по Москве”, “Джентльмены удачи”, “Афоня”, “Мимино”, “Осенний марафон”, “Кин-дза-дза!”. Реж. – Георгий Николаевич Данелия.

Киноафиши советских фильмов

Театр

Советскому государство в наследство от Российской империи осталась богатейшая и развитая театральная школа со множеством драматургов, режиссёров, педагогов и актёров.

Радикальные изменения в обществе, принесённые Октябрьской революцией и Гражданской войной, отразились не только на киноискусстве, но и на театре. Менялись темы – приоритетными становились революционные сюжеты, стилистика – в первые годы возникла практические ни чем не ограниченная свобода самовыражения авторов, которую со временем подавил социалистический реализм.

«Московский Художественный театр»  (МХТ) 1898 г. – драматический театр, основанный Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. До 1901 г. назывался Художественно-общедоступный театр, после 1901 МХТ, после 1932 Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького (МХАТ им. Горького). В 1987 был ликвидирован путём разделения на два театра: 1) Московский Художественный академический театр имени М. Горького (сокращённо МХАТ имени М. Горького); 2) Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова, позже МХТ имени А. П. Чехова).

«Синяя блуза» 1923 г. – советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший в постановках самые различные темы – от общеполитических и международных до мелочей быта, и представлявший новое «революционное» массовое искусство. В своей основе театр пропагандировал идеи социализма и обличал «мещанский» быт. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название коллективу дала свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах

Кинематограф/театр

Московский театр драмы 1946 г. / Театр на Таганке 1964 г.– театр в Москве, который был создан на основе филиала Малого театра.

Кинематограф/театр

Театр “Современник” 1956 г. – театр в Москве был создан выпускниками Школы-студии МХАТ имени А.П. Чехова. Основателем и первым руководителем был Олег Николаевич Ефремов.

Кинематограф/театр

Борис Васильевич Щукин (1894-1939 г.) – советский актёр театра и кино, режиссёр и педагог. Внёс существенный вклад в развитие театра имени Вахтангова. Преподавал при театре. В дальнейшем, после смерти Бориса Щукина, педагогическая студия при театре им. Вахтангова была преобразована в Театральный институт (ранее театральное училище) имени Бориса Щукина.

Кинематограф/театр

Олег Николаевич Ефремов (1927-2000 г.) – советский и российский театральный деятель, актёр театра и кино, педагог, сценарист, кинорежиссёр. Создатель театра “Современник”, руководитель театра МХТ им. Чехова. Удостоен множества государственных наград

Кинематограф/театр

Юрий Петрович Любимов (1917-2014 г.) – советский и российский театральный режиссёр, актёр, педагог; народный артист Российской Федерации. Будучи театральным деятелем в СССР внёс заметный вклад в реформирование театральной педагогики и театрального искусства. Из-за цензурных ограничений был вынужден эмигрировать из СССР, вернулся на Родину в период Перестройки.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии