Содержание

5.2 Источники права. Законодательный процесс


Источники права

Источники права / Форма права – документы, тексты и иные объекты, содержащие правовые нормы. Иная формулировка – способ внешнего закрепления правовых норм.

Строго говоря источник права – это обстоятельства, в силу которых принимается нормативный правовой акт. Но в школьном курсе обществознания понятия источник права и форма права отождествляются.

Обратите внимание, что юридическая сила источнику права всегда придаётся публично-правовым образованием.

Название Описание Принято в РФ
Нормативный правовой акт

Официальный документ, принятый уполномоченными органами, в установленном порядке или с помощью референдума; устанавливающий новые, изменяющий или отменяющий действующие нормы права.

Основной вид источника права в РФ.

ДА

Международный договор

Соглашение между государствами, либо между государствами и международными организациями, устанавливающее новые, изменяющий или отменяющий действующие нормы права.

РФ имеет около 200 действующих международных договоров.

Виды: Конвенции, Декларации, Протоколы, Соглашения, Договоры и тд.

ДА
Нормативный договор

Соглашение между субъектами публичной власти внутри одного государства, которое содержит общеобязательные для населения этого государства нормы права.

В РФ принят только один нормативный договор – “Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации”.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120324/

ДА
Священные тексты

Священный текст какой-либо религии, которому государство придаёт общеобязательную силу закона.

В некоторых мусульманских странах Коран является источником права, например, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Йемен, Афганистан, Пакистан, Судан, Мавритания.

НЕТ
Правовая доктрина

Учение философов, теологов, учёных, которому государство придаёт общеобязательную силу закона.

В некоторых мусульманских странах объяснения Корана специальными толкователями – муфассирами имеют силу закона.

После Октябрьской революции большевики отменили все нормативные правовые акты, изданные в период Временного Правительства и Российской Империи. Поэтому первые годы советской власти в России в судах и иных органах при принятии решений зачастую руководствовались “революционной законностью”, то есть принципами коммунизма, изложенными в работах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и других классиков.

НЕТ
Правовой обычай

Традиция, сложившаяся в обществе без воли государства, но которой государство затем придало силу закона.

Русская Правда Ярослава Мудрого – Великий князь Киевский не сочинял свою Правду с чистого листа, он брал уже сложившиеся в обществе традиции и облекал их в форму закона.

А также Законы Хаммурапи, Законы Ману, Салическая Правда и тд.

 
Судебный прецедент

Решение суда высшей инстанции по конкретному делу / спору, которое становился обязательным к применению шаблоном для разрешения аналогичных дел нижестоящими судами.

Формально судебный прецедент не признаётся в РФ источником права, но на практике постановления Верховного Суда и определения Конституционного суда могут иметь признаки прецедента.

НЕТ
Юридический прецедент Решение органа исполнительной власти высшей инстанции по конкретному делу / спору / вопросу, которое становился обязательным к применению шаблоном для разрешения аналогичных дел нижестоящими органами. НЕТ

 

Нормативный правовой акт в РФ

Нормативный правовой акт – официальный документ, принятый уполномоченными органами власти или с помощью референдума, в установленном порядке; устанавливающий новые, изменяющий или отменяющий действующие нормы права.

Юридическая сила НПА – это действие акта во времени, пространстве и по кругу лиц. Чем выше юридическая сила документа, тем на бóльшую территорию, дольше по времени и на большее количество людей и организаций он действует. И наоборот.

НПА с меньшей юридической силой не должны противоречить НПА с большей юридической силой. Если такое противоречие всё-таки встречается, то будут применяться нормы НПА с большей юридической силой.

Иерархия НПА по юридической силе

Уровень правотворчества Вид НПА Подуровень правотворчества

Федеральный уровень

Действуют на всей территории РФ

1. Конституция;

2. Федеральный конституционный закон;

3. Федеральный закон;

Законодательный уровень.

Принимаются федеральными законодательными органами власти: представителями народа – Федеральное Собрание, либо самим народом на референдуме

4. Указ Президента;

5. Постановление Правительства;

6. Приказы министерств;

Подзаконные НПА

Принимаются федеральными органами исполнительной власти РФ

Уровень субъекта РФ

Действуют на территории субъекта РФ

7. Устав, Конституция субъекта РФ;

8. Закон субъекта РФ;

Законодательный уровень.

Принимаются законодательным органом субъекта РФ

9. Акты главы субъекта РФ;

10. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

Подзаконные НПА

Принимаются органами исполнительной власти субъекта РФ

Местный уровень

Действуют на территории муниципального образования

11. Акты органов местного самоуправления; Принимаются органами местного самоуправления

Локальный уровень

Действуют в определённой организации

12. Локальные акты организации. Органы организации – государственного органа или юридического лица.

Принципы законотворческого процесса

Принципы законотворческого процесса – это основные правила, которым подчиняется процедура принятия законов.

  • Гласность – в свободном доступе находится информация о том, кем и как принимался тот или иной НПА. Так например, ведётся трансляция заседаний Государственной Думы. В закрытом / непубличном порядке принимаются НПА, касающиеся государственной тайны.
  • Законность – процедура принятия законов регулируется и строго подчиняется нормам права.
  • Научность – при составлении НПА используются методы юридической науки. Науки право.
  • Системность – при издании НПА необходимо принимать согласующиеся и непротиворечащие друг другу документы, нужно учитывать логику системы права – строение отраслей и институтов.
  • Демократизм – учёт мнения и интереса народа, а также непосредственно тех, кого коснётся принимаемый НПА.

Этапы законотворческого процесса

Федеральное Собрание Российской Федерации принимает два типа законов:

  1. Федеральные Конституционные Законы – конкретизирует и детализирует те нормы и институты, которые установлены Конституцией;
  2. Федеральные законы – регулируют самые разные сферы общественных отношений.

Перед началом законотворческого процесса проводится анализ общественных отношений – выясняется, нужно ли определённую сферу общественных отношений регулировать с помощью норм права. Если такая необходимость имеется, то инициируется процедура принятия нормативно-правового акта.

ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ:

I – Законодательная инициатива

Законодательная инициатива – это передача проекта закона управомоченным субъектом для его рассмотрения в Государственную Думу.

Конституция устанавливает следующих субъектов законодательной инициативы:

  1. Президент РФ;
  2. Правительство;
  3. Депутаты Государственной Думы;
  4. Сенаторы Совета Федерации;
  5. Совет Федерации;
  6. Верховный и Конституционный суд (по вопросам их ведения);
  7. Законодательные органы субъектов РФ.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

II – Рассмотрение законопроектов Государственной Думой

Государственная Дума Российской Федерации рассматривает закон в трёх чтениях.

В первом чтении – оценивается общая целесообразность принятия данного закона, приводятся социально-экономические обоснования для его принятия.

Во втором чтении – обсуждается внесение необходимых поправок в законопроект.

В третьем чтении – происходит окончательное принятие закона.

В ходе каждого чтения происходит голосование. Закон считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов Государственной Думы, то есть более 50%.

ВАЖНО! В Государственную Думу входи законопроект, выходит закон.

III – Одобрение закона Советом Федерации

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Закон считается одобренным, если:

  • За него проголосовало более 50% сенаторов;
  • В течение 14 дней закон так и не был рассмотрен Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, отклонившем закон, депутаты могут провести повторное голосование и принять закон не взирая на запрет Совета Федерации при 2/3 и более голосов ЗА.

IV – Подписание и обнародование Президентом

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Обнародование (опубликование, промульгация) проводится в специальных официальных СМИ:

  1. Российская газета (издаётся как в бумажном, так и в электронном виде) https://rg.ru/ ;
  2. Собрание законодательства Российской Федерации (журнал издаётся как в бумажном, так и в электронном виде) https://www.szrf.ru/ ;
  3. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ .

Президент в праве наложить вето на закон и не подписать его. Тогда Государственная Дума и Совет Федерации могут повторно проголосовать и заставить президента подписать закон при 2/3 или более голосов ЗА. В таком случае, сроки подписания составляют 7 дней.

Президент также может обратиться в Конституционный суд для проверки закона на его соответствие Конституции РФ. Если Конституционный суд устанавливает соответствие закона Конституции, Президент подписывает его в трёхдневный срок. В ином случае закон возвращается в Государственную Думу без подписания.

V – Срок вступления закона в силу

Момент и сроки вступления закона в силу:

  • По общему правилу – через 10 дней после опубликования;
  • В самом законе может быть установлен особый срок;
  • В законе может быть указано событие, при наступлении которого закон вступает в силу.

 

ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ

Общие этапы законотворческого процесса совпадают с процедурой принятия федеральных законом. Однако имеются и некоторые особенности:

  1. Одобряется 2/3 депутатов Государственной Думы;
  2. Одобряется 3/4 сенаторов Совета Федерации.