Источники права
Источники права / Форма права – документы, тексты и иные объекты, содержащие правовые нормы. Иная формулировка – способ внешнего закрепления правовых норм.
Строго говоря источник права – это обстоятельства, в силу которых принимается нормативный правовой акт. Но в школьном курсе обществознания понятия источник права и форма права отождествляются.
Обратите внимание, что юридическая сила источнику права всегда придаётся
.Название | Описание | Принято в РФ |
Нормативный правовой акт |
Официальный документ, принятый уполномоченными органами, в установленном порядке или с помощью референдума; устанавливающий новые, изменяющий или отменяющий действующие нормы права. Основной вид источника права в РФ. |
ДА |
Международный договор |
Соглашение между государствами, либо между государствами и международными организациями, устанавливающее новые, изменяющий или отменяющий действующие нормы права. РФ имеет около 200 действующих международных договоров. Виды: Конвенции, Декларации, Протоколы, Соглашения, Договоры и тд. |
ДА |
Нормативный договор |
Соглашение между субъектами публичной власти внутри одного государства, которое содержит общеобязательные для населения этого государства нормы права. В РФ принят только один нормативный договор – “Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120324/ |
ДА |
Священные тексты |
Священный текст какой-либо религии, которому государство придаёт общеобязательную силу закона. В некоторых мусульманских странах Коран является источником права, например, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Йемен, Афганистан, Пакистан, Судан, Мавритания. |
НЕТ |
Правовая доктрина |
Учение философов, теологов, учёных, которому государство придаёт общеобязательную силу закона. В некоторых мусульманских странах объяснения Корана специальными толкователями – муфассирами имеют силу закона. После Октябрьской революции большевики отменили все нормативные правовые акты, изданные в период Временного Правительства и Российской Империи. Поэтому первые годы советской власти в России в судах и иных органах при принятии решений зачастую руководствовались “революционной законностью”, то есть принципами коммунизма, изложенными в работах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и других классиков. |
НЕТ |
Правовой обычай |
Традиция, сложившаяся в обществе без воли государства, но которой государство затем придало силу закона. Русская Правда Ярослава Мудрого – Великий князь Киевский не сочинял свою Правду с чистого листа, он брал уже сложившиеся в обществе традиции и облекал их в форму закона. А также Законы Хаммурапи, Законы Ману, Салическая Правда и тд. |
|
Судебный прецедент |
Решение суда высшей инстанции по конкретному делу / спору, которое становился обязательным к применению шаблоном для разрешения аналогичных дел нижестоящими судами. Формально судебный прецедент не признаётся в РФ источником права, но на практике постановления Верховного Суда и определения Конституционного суда могут иметь признаки прецедента. |
НЕТ |
Юридический прецедент | Решение органа исполнительной власти высшей инстанции по конкретному делу / спору / вопросу, которое становился обязательным к применению шаблоном для разрешения аналогичных дел нижестоящими органами. | НЕТ |
Нормативный правовой акт в РФ
Нормативный правовой акт – официальный документ, принятый уполномоченными органами власти или с помощью референдума, в установленном порядке; устанавливающий новые, изменяющий или отменяющий действующие нормы права.
Юридическая сила НПА – это действие акта во времени, пространстве и по кругу лиц. Чем выше юридическая сила документа, тем на бóльшую территорию, дольше по времени и на большее количество людей и организаций он действует. И наоборот.
НПА с меньшей юридической силой не должны противоречить НПА с большей юридической силой. Если такое противоречие всё-таки встречается, то будут применяться нормы НПА с большей юридической силой.
Иерархия НПА по юридической силе
Уровень правотворчества | Вид НПА | Подуровень правотворчества |
Федеральный уровень Действуют на всей территории РФ |
1. Конституция; 2. Федеральный конституционный закон; 3. Федеральный закон; |
Законодательный уровень. Принимаются федеральными законодательными органами власти: представителями народа – Федеральное Собрание, либо самим народом на референдуме |
4. Указ Президента; 5. Постановление Правительства; 6. Приказы министерств; |
Подзаконные НПА Принимаются федеральными органами исполнительной власти РФ |
|
Уровень субъекта РФ Действуют на территории субъекта РФ |
7. Устав, Конституция субъекта РФ; 8. Закон субъекта РФ; |
Законодательный уровень. Принимаются законодательным органом субъекта РФ |
9. Акты главы субъекта РФ; 10. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ; |
Подзаконные НПА Принимаются органами исполнительной власти субъекта РФ |
|
Местный уровень Действуют на территории |
11. Акты органов местного самоуправления; | Принимаются органами местного самоуправления |
Локальный уровень Действуют в определённой организации |
12. Локальные акты организации. | Органы организации – государственного органа или юридического лица. |
Принципы законотворческого процесса
Принципы законотворческого процесса – это основные правила, которым подчиняется процедура принятия законов.
- Гласность – в свободном доступе находится информация о том, кем и как принимался тот или иной НПА. Так например, ведётся трансляция заседаний Государственной Думы. В закрытом / непубличном порядке принимаются НПА, касающиеся государственной тайны.
- Законность – процедура принятия законов регулируется и строго подчиняется .
- Научность – при составлении НПА используются методы юридической науки. Науки право.
- Системность – при издании НПА необходимо принимать согласующиеся и непротиворечащие друг другу документы, нужно учитывать логику системы права – строение отраслей и институтов.
- Демократизм – учёт мнения и интереса народа, а также непосредственно тех, кого коснётся принимаемый НПА.
Этапы законотворческого процесса
Федеральное Собрание Российской Федерации принимает два типа законов:
- Федеральные Конституционные Законы – конкретизирует и детализирует те нормы и институты, которые установлены Конституцией;
- Федеральные законы – регулируют самые разные сферы общественных отношений.
Перед началом законотворческого процесса проводится анализ общественных отношений – выясняется, нужно ли определённую сферу общественных отношений регулировать с помощью норм права. Если такая необходимость имеется, то инициируется процедура принятия нормативно-правового акта.
ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ:
I – Законодательная инициатива
Законодательная инициатива – это передача проекта закона управомоченным субъектом для его рассмотрения в Государственную Думу.
Конституция устанавливает следующих субъектов законодательной инициативы:
- Президент РФ;
- Правительство;
- Депутаты Государственной Думы;
- Сенаторы Совета Федерации;
- Совет Федерации;
- Верховный и Конституционный суд (по вопросам их ведения);
- Законодательные органы субъектов РФ.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
II – Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
Государственная Дума Российской Федерации рассматривает закон в трёх чтениях.
В первом чтении – оценивается общая целесообразность принятия данного закона, приводятся социально-экономические обоснования для его принятия.
Во втором чтении – обсуждается внесение необходимых поправок в законопроект.
В третьем чтении – происходит окончательное принятие закона.
В ходе каждого чтения происходит голосование. Закон считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов Государственной Думы, то есть более 50%.
ВАЖНО! В Государственную Думу входи законопроект, выходит закон.
III – Одобрение закона Советом Федерации
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Закон считается одобренным, если:
- За него проголосовало более 50% сенаторов;
- В течение 14 дней закон так и не был рассмотрен Советом Федерации.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
- федерального бюджета;
- федеральных налогов и сборов;
- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
- ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
- статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
- войны и мира.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, отклонившем закон, депутаты могут провести повторное голосование и принять закон не взирая на запрет Совета Федерации при 2/3 и более голосов ЗА.
IV – Подписание и обнародование Президентом
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Обнародование (опубликование, промульгация) проводится в специальных официальных СМИ:
- Российская газета (издаётся как в бумажном, так и в электронном виде) https://rg.ru/ ;
- Собрание законодательства Российской Федерации (журнал издаётся как в бумажном, так и в электронном виде) https://www.szrf.ru/ ;
- Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ .
Президент в праве наложить вето на закон и не подписать его. Тогда Государственная Дума и Совет Федерации могут повторно проголосовать и заставить президента подписать закон при 2/3 или более голосов ЗА. В таком случае, сроки подписания составляют 7 дней.
Президент также может обратиться в Конституционный суд для проверки закона на его соответствие Конституции РФ. Если Конституционный суд устанавливает соответствие закона Конституции, Президент подписывает его в трёхдневный срок. В ином случае закон возвращается в Государственную Думу без подписания.
V – Срок вступления закона в силу
Момент и сроки вступления закона в силу:
- По общему правилу – через 10 дней после опубликования;
- В самом законе может быть установлен особый срок;
- В законе может быть указано событие, при наступлении которого закон вступает в силу.
ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ
Общие этапы законотворческого процесса совпадают с процедурой принятия федеральных законом. Однако имеются и некоторые особенности:
- Одобряется 2/3 депутатов Государственной Думы;
- Одобряется 3/4 сенаторов Совета Федерации.