Содержание

1.4 Виды знаний. Познание.


1.4 Виды знаний. Познание.

Понятие познания, знания

Человек постоянно получает новые знания, каждый год, день, час и каждую секунду. Но эти знания не появляются из ниоткуда. Так устроена человеческая психика, любые знания возникают на основе жизненного опыта. Этот опыт приобретается при контакте с внешним миром.

Чтобы маленький ребёнок в своём сознании смог представить воздушный шарик, он должен был когда-то где-то видеть нечто похожее на такой шарик. Древнегреческий философ Платон смог придумать свою модель идеального государства только изучив государственное устройство современного для него Востока и Греции. Даже когда писатели-фантасты придумывают свои произведения, они тоже, так или иначе, черпают своё вдохновение из чего-либо увиденного/услышанного/почувствованного ранее.

Познание это процесс активной деятельности человека, в ходе которого объективная реальность отражается в сознании человека, а в результате приобретаются новые знания.

По-простому: человек как-либо взаимодействует с окружающим миром, этот мир фиксируется в голове человека в форме знаний.

Знание – это форма отражения объективной реальности в сознании человека.

По-простому: в голове у человека появляется не сам объект, а то, как человек этот объект запомнил.

Субъект, объект, метод, вид и форма познания

Субъект познания – это тот, кто осуществляет процесс познания.

Субъектом могут быть:

  • Индивид – например, Иванов читает книгу;
  • Социальная группа – коллектив учёных изучает бактерию;
  • Общество в целом – человечество в течении веков накапливает знание о космосе.

Как в мировоззрении.

Объект познания – это то, что познаётся субъектом. Например, Иванов читает книгу, книга – объект познания.

Средство познания – это предметы и методы, с помощью которых субъект познаёт объект. Например, микроскоп для изучения бактерий или повторение для заучивания терминов – это средство познания.

Вид познания – это отдельно взятый познавательный процесс, отличающийся своими методами и итоговыми полученными знаниями.

Форма познания – это результат познания, то есть новое знание. Например, Иванов сначала посмотрел на картину, а потом вспоминает, как она выглядела, и представление по памяти о картине будет формой познания.

Уровни познания

Познание – это процесс растянутый во времени. Как было сказано, он может длиться годы или доли секунды. И этот процесс разделён на этапы. Сначала следует первый этап – чувственный уровень; затем второй этап – рациональный уровень.

НЕ ПУТАТЬ: уровень познания и вид познания – это разные категории! Каждый вид познания внутри себя делится на два этих уровня!

Чувственный уровеньРациональный уровень
Использует органы чувств: глаза/зрение, уши/слух, кожа/осязание, нос/обоняние и тд.Использует разум, интеллект, мышление для получения нового знания.
Формы познания (новые знания):
1. Ощущение – отражение с помощью органов чувств в сознании одного свойства предмета.
2. Восприятие – отражение с помощью органов чувств в сознании нескольких свойств предмета (целостный чувственный образ).
3. Представление – отражение по памяти в сознании нескольких свойств предмета познанных с помощью органов чувств (целостный чувственный образ).
Формы познания (новые знания):
1. Понятие – мысль, перечисляющая существенные, основные свойства предмета.
2. Суждение – мысль, что-либо утверждающая или отрицающая о предмете (отрицающая или утверждающая наличие какого-либо признака у предмета).
3. Умозаключение (вывод) – мысль, представляющая собой соединение нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Уровни познания

Виды умозаключений:

  1. Индуктивное – вывод совершается от частных суждений к общему суждению.
  2. Дедуктивное – вывод совершается от общего суждения к частным суждениям.
  3. По аналогии – на основе одного известного общего свойства у различных объектов, выделяется ещё одно общее свойство.

Образно познание можно представить себе как лестницу. Познание – это процесс протяжённый во времени и разделённый на уровни. Так и лестница – это протяжённый объект, разделённый на ступени.

Продвигаясь в процессе познания, сначала человек наступает на первую ступень – чувственный уровень и подбирает там три вида знания (ощущение, восприятие, умозаключение).

Затем человек наступает на вторую ступень – рациональный уровень и подбирает три других вида знания (понятие, суждение, умозаключение).

Например, чувственный уровень: коснулся чайника – получил ощущение (он горячий), затем на рациональном уровне сформулировал вывод (не следует касаться горячего чайника). Так соблюдается последовательность уровней познания.

1.4 Виды знаний. Познание.
Ступени (уровни) познания

Эмпиризм – философский подход, утверждающий приоритет чувственного уровня в познании.

Рационализм философский подход, утверждающий приоритет рационального познания.

Виды познания, знания

Вид познания/знанияМетодыОсобенности полученного знания
Житейское, бытовое, обыденное познаниеКаждодневный жизненный опыт, бытовая практика, рутинные дела.Знания необходимые каждый день в самых простых бытовых делах, народная мудрость, опыт предков.
РелигиозноеМистические озарения, культовая деятельность, религиозная деятельность (молитва, пост и тд.).“Откровения”, связанные с верой в сверхъестественное и почти неподтверждаемые практикой.
МифологическоеНаделение неодушевлённые объекты и явления свойствами личности.Легенды, сказания, мифы.
НаучноеМаксимально строгие и точные методы.Знание проверяемое, объективное, истинное, точное.
ХудожественноеИспользуются художественные образы и приёмы: аллегории, иносказания, гиперболы и тд.Субъективный художественный образ, воздействующий в первую очередь на эмоции и чувства.
РациональноеСтрогий расчёт, интеллектуальная деятельность практически лишённая эмоций.В большей степени точное и объективное знание.
ИррациональноеЭмоции, чувства, интуиция.В большей степени эмоционально окрашенное и субъективное знание.
ЛичностноеИспользуются методы, которые личность выбирает сама в соответствии со своими предпочтениями.Знание максимально субъективно и зависит от особенностей конкретной личности.
Виды знания

Ненаучное знание

Ненаучное знание – несистематизированное, разрозненное, неформализованное, часто противоречащее объективным порядкам природы и общества знание.

Ненаучное знание иногда может быть истинным.

Виды ненаучного знания

ДонаучноеПредшествовало научному знанию, приобреталось методами, которые использовались до формирования науки как устойчивого института. База для дальнейшего формирования науки.
Своеобразная “народная наука”, например, календарь майя, античные философские системы, древние системы исчисления и тд.
ЛженаучноеСознательно использующее ложь, предрассудки, заблуждения. Может выдавать себя за науку, но на деле являться лженаукой – уфология, спиритология, конспирология и тд. Пример.
Признаки лженауки: малограмотный пафос, снисходительно-ироничное отношение к самой науке, нетерпимость к разумным доводам.
ПаранаучноеВходит в противоречие с научным знанием, часто выступает в форме народной мудрости. Пытается использовать некоторые научные методы, но делает это некорректно.
Например, народная медицина, народные традиции в сельскохозяйственной деятельности и тд.
АнтинаучноеЗнание, специально искажающее представление о действительности, основано на критике научного метода.
Пример, антипрививочное движение, гомеопатия, ВИЧ-диссиденство.
Виды ненаучного знания

Агностицизм, скептицизм, оптимизм

В философии существуют различные подходы, по-разному оценивающие возможности познания объективной реальности человеком.

Агностицизм – философский подход, отрицающий возможность достоверного познания объективной реальности.

Скептицизм – философский подход, утверждающий, что объективную реальность можно познать достоверно, но только частично.

Оптимизм – философский подход, утверждающий возможность полного и достоверного познания объективной реальности.

Понятия темы

Агностицизм — философский подход, отрицающий возможность достоверного познания объективной реальности.

Вид познания — это отдельно взятый познавательный процесс, отличающийся своими методами и итоговыми полученными знаниями.

Знание — это форма отражения объективной реальности в сознании человека.

Объект познания — это то, что познаётся субъектом.

Оптимизм — философский подход, утверждающий возможность полного и достоверного познания объективной реальности.

Познание — это процесс активной деятельности человека, в ходе которого объективная реальность отражается в сознании человека, а в результате приобретаются новые знания.

Рационализм —философский подход, утверждающий приоритет рационального познания.

Скептицизм — философский подход, утверждающий, что объективную реальность можно познать достоверно, но только частично.

Средство познания — это предметы и методы, с помощью которых субъект познаёт объект. 

Субъект познания — это тот, кто осуществляет процесс познания.

Форма познания — это результат познания, то есть новое знание. 

Эмпиризм — философский подход, утверждающий приоритет чувственного уровня в познании.