
Понятие познания, знания
Человек постоянно получает новые знания, каждый год, день, час и каждую секунду. Но эти знания не появляются из ниоткуда. Так устроена человеческая психика, любые знания возникают на основе жизненного опыта. Этот опыт приобретается при контакте с внешним миром.
Чтобы маленький ребёнок в своём сознании смог представить воздушный шарик, он должен был когда-то где-то видеть нечто похожее на такой шарик. Древнегреческий философ Платон смог придумать свою модель идеального государства только изучив государственное устройство современного для него Востока и Греции. Даже когда писатели-фантасты придумывают свои произведения, они тоже, так или иначе, черпают своё вдохновение из чего-либо увиденного/услышанного/почувствованного ранее.
Познание – это человека, в ходе которого отражается в сознании человека, а в результате приобретаются новые знания.
По-простому: человек как-либо взаимодействует с окружающим миром, этот мир фиксируется в голове человека в форме знаний.
Знание – это в сознании человека.
По-простому: в голове у человека появляется не сам объект, а то, как человек этот объект запомнил.
Субъект, объект, метод, вид и форма познания
Субъект познания – это тот, кто осуществляет процесс познания.
Субъектом могут быть:
- Индивид – например, Иванов читает книгу;
- Социальная группа – коллектив учёных изучает бактерию;
- Общество в целом – человечество в течении веков накапливает знание о космосе.
Объект познания – это то, что познаётся субъектом. Например, Иванов читает книгу, книга – объект познания.
Средство познания – это предметы и методы, с помощью которых субъект познаёт объект. Например, микроскоп для изучения бактерий или повторение для заучивания терминов – это средство познания.
Вид познания – это отдельно взятый познавательный процесс, отличающийся своими методами и итоговыми полученными знаниями.
Форма познания – это результат познания, то есть новое знание. Например, Иванов сначала посмотрел на картину, а потом вспоминает, как она выглядела, и представление по памяти о картине будет формой познания.
Уровни познания
Познание – это процесс растянутый во времени. Как было сказано, он может длиться годы или доли секунды. И этот процесс разделён на этапы. Сначала следует первый этап – чувственный уровень; затем второй этап – рациональный уровень.
НЕ ПУТАТЬ: уровень познания и вид познания – это разные категории! Каждый вид познания внутри себя делится на два этих уровня!
Чувственный уровень | Рациональный уровень |
Использует органы чувств: глаза/зрение, уши/слух, кожа/осязание, нос/обоняние и тд. | Использует разум, интеллект, мышление для получения нового знания. |
Формы познания (новые знания): 1. Ощущение – отражение с помощью органов чувств в сознании одного свойства предмета. 2. Восприятие – отражение с помощью органов чувств в сознании нескольких свойств предмета (целостный чувственный образ). 3. Представление – отражение по памяти в сознании нескольких свойств предмета познанных с помощью органов чувств (целостный чувственный образ). | Формы познания (новые знания): 1. Понятие – мысль, перечисляющая существенные, основные свойства предмета. 2. Суждение – мысль, что-либо утверждающая или отрицающая о предмете (отрицающая или утверждающая наличие какого-либо признака у предмета). 3. Умозаключение (вывод) – мысль, представляющая собой соединение нескольких суждений и выведение из них нового суждения. |
Виды умозаключений:
- Индуктивное – вывод совершается от к .
- Дедуктивное – вывод совершается от общего суждения к частным суждениям.
- По аналогии – на основе одного известного общего свойства у различных объектов, выделяется ещё одно общее свойство.
Образно познание можно представить себе как лестницу. Познание – это процесс протяжённый во времени и разделённый на уровни. Так и лестница – это протяжённый объект, разделённый на ступени.
Продвигаясь в процессе познания, сначала человек наступает на первую ступень – чувственный уровень и подбирает там три вида знания (ощущение, восприятие, умозаключение).
Затем человек наступает на вторую ступень – рациональный уровень и подбирает три других вида знания (понятие, суждение, умозаключение).
Например, чувственный уровень: коснулся чайника – получил ощущение (он горячий), затем на рациональном уровне сформулировал вывод (не следует касаться горячего чайника). Так соблюдается последовательность уровней познания.

Эмпиризм – философский подход, утверждающий приоритет чувственного уровня в познании.
Рационализм –философский подход, утверждающий приоритет рационального познания.
Виды познания, знания
Вид познания/знания | Методы | Особенности полученного знания |
Житейское, бытовое, обыденное познание | Каждодневный жизненный опыт, бытовая практика, рутинные дела. | Знания необходимые каждый день в самых простых бытовых делах, народная мудрость, опыт предков. |
Религиозное | Мистические озарения, культовая деятельность, религиозная деятельность (молитва, пост и тд.). | “Откровения”, связанные с верой в сверхъестественное и почти неподтверждаемые практикой. |
Мифологическое | Наделение неодушевлённые объекты и явления свойствами личности. | Легенды, сказания, мифы. |
Научное | Максимально строгие и точные методы. | Знание проверяемое, объективное, | , точное.
Художественное | Используются художественные образы и приёмы: аллегории, иносказания, гиперболы и тд. | Субъективный художественный образ, воздействующий в первую очередь на эмоции и чувства. |
Рациональное | Строгий расчёт, интеллектуальная деятельность практически лишённая эмоций. | В большей степени точное и объективное знание. |
Иррациональное | Эмоции, чувства, интуиция. | В большей степени эмоционально окрашенное и субъективное знание. |
Личностное | Используются методы, которые личность выбирает сама в соответствии со своими предпочтениями. | Знание максимально субъективно и зависит от особенностей конкретной личности. |
Ненаучное знание
Ненаучное знание – несистематизированное, разрозненное, , часто противоречащее объективным порядкам природы и общества знание.
Ненаучное знание иногда может быть истинным.
Виды ненаучного знания
Донаучное | Предшествовало научному знанию, приобреталось методами, которые использовались до формирования науки как устойчивого института. База для дальнейшего формирования науки. Своеобразная “народная наука”, например, календарь майя, античные философские системы, древние системы исчисления и тд. |
Лженаучное | Сознательно использующее ложь, предрассудки, заблуждения. Может выдавать себя за науку, но на деле являться лженаукой – уфология, спиритология, конспирология и тд. Пример. Признаки лженауки: малограмотный пафос, снисходительно-ироничное отношение к самой науке, нетерпимость к разумным доводам. |
Паранаучное | Входит в противоречие с научным знанием, часто выступает в форме народной мудрости. Пытается использовать некоторые научные методы, но делает это некорректно. Например, народная медицина, народные традиции в сельскохозяйственной деятельности и тд. |
Антинаучное | Знание, специально искажающее представление о действительности, основано на критике научного метода. Пример, , , . |
Агностицизм, скептицизм, оптимизм
В философии существуют различные подходы, по-разному оценивающие возможности познания объективной реальности человеком.
Агностицизм – философский подход, отрицающий возможность достоверного познания .
Скептицизм – философский подход, утверждающий, что объективную реальность можно познать достоверно, но только частично.
Оптимизм – философский подход, утверждающий возможность полного и достоверного познания объективной реальности.
Понятия темы
Агностицизм — философский подход, отрицающий возможность достоверного познания объективной реальности.
Вид познания — это отдельно взятый познавательный процесс, отличающийся своими методами и итоговыми полученными знаниями.
Знание — это форма отражения объективной реальности в сознании человека.
Объект познания — это то, что познаётся субъектом.
Оптимизм — философский подход, утверждающий возможность полного и достоверного познания объективной реальности.
Познание — это процесс активной деятельности человека, в ходе которого объективная реальность отражается в сознании человека, а в результате приобретаются новые знания.
Рационализм —философский подход, утверждающий приоритет рационального познания.
Скептицизм — философский подход, утверждающий, что объективную реальность можно познать достоверно, но только частично.
Средство познания — это предметы и методы, с помощью которых субъект познаёт объект.
Субъект познания — это тот, кто осуществляет процесс познания.
Форма познания — это результат познания, то есть новое знание.
Эмпиризм — философский подход, утверждающий приоритет чувственного уровня в познании.