Общая характеристика личности
Александр I.
Годы правления: 1801-1825.
Стиль правления: абсолютная монархия.
Сын Павла I, внук Екатерины II.
Братья: Николай I, Константин Павлович.
Характер: дипломатичный, хитрый, расчётливый, гордый, в общении мягкий и учтивый.
Прозвище: Благословенный.
С детства старался быть хорошим внуком для отца Павла I и бабушки Екатерины II. Павел и Екатерина друг-друга не любили, поэтому Александру приходилось сильно потрудиться, чтобы сохранить хорошие отношения с обоими. Но это воспитало в нём дипломатичность: умение договариваться и обаятельность в обхождении.
Одним из учителей был Фредерик Сезар Лагарп. Швейцарец по происхождению, будучи образованным человеком, поддерживал идеи Великой Французской Революции, прививал Александру идеи философов просвещения.
Перед своей смертью Екатерина Великая хотела передать престол в обход сына Павла своему внуку Александру. Но Павел сразу после кончины матери уничтожил указ, которым на престол назначался Александр. Таким образом, Александр I стал императором только после гибели своего отца.
Есть множество доказательств того, что Александр знал о дворянском заговоре против своего отца, но никак ему не помог. И, став императором, ни коем образом не наказал заговорщиков. Более того, он поддерживал официальную версии о гибели Павла от “апоплексического удара”.
Время правления Александра I можно условно разделить на два периода: первый – демократической, второй – консервативный. Границей этих двух периодов принято считать Отечественную войну 1812 года, которая стала большим испытание не только для всего государства, но и лично для императора.
При восшествии на престол заявил: “При мне все будет, как при бабке нашей Екатерине Великой”, – тем самым обещая вернуть дворянам отобранные Павлом I привилегии. Амнистировал несколько тысяч человек, подвергшихся опале и уголовным преследованиям при своём отце.
Александр Пушкин об Александре I:
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригреты славой,
Над нами царствовал тогда».
***
«Но бог помог — стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей».
Внутренняя политика. Первый период 1801-1812 г. (демократический, либеральный)
Период правления Александра I с 1801 по 1812 г. характеризуется как либеральный и демократический, поскольку молодой император хотел проводить реформы в государстве, предоставляя народу больше прав и свобод. Сам Александр разделял многие идеи эпохи просвещения в эти годы.
Негласный комитет – неофициальный кружок единомышленников и советников, образовавшийся при Александре I, в который входили молодые князья и графы. Просуществовал недолго – с 1801 до 1802 год.
Привилегии дворянам, ограниченные в правление Павла I, были возвращены.
Министерская реформа 1802 г. – на замену коллегиям Петра Великого были созданы Министерства. Министерства – органы центрального отраслевого управления. Функционировали по принципу единоначалия. Министр самолично (без голосования как ранее в коллегиях) принимал решения, которые исполнялись подчинёнными. Назначались министры императором, каждый из них лично нёс ответственность перед императором за свою деятельность.
Первые министерства:
- Иностранных дел,
- Военных сухопутных сил,
- Морских сил,
- Внутренних дел,
- Финансов,
- Юстиции,
- Коммерции,
- Народного просвещения.
Указ “О вольных хлебопашцах” 1803 г. – императорский указ (закон), согласно которому, помещики могли по своему желанию отпускать крепостных крестьян на волю, предоставив им участок земли в собственность. Помещик мог отпустить крестьян бесплатно, либо за выкуп. Получившие свободу крестьяне назывались “вольными хлебопашцами”. За царствование Александра I было освобождено менее 0.5% крепостных.
Реформа образования 1803 г. – территория империи разделялась на шесть учебных округов для лучшего управления образованием, система образования строилась из четырёх ступеней:
- Университет;
- Гимназия;
- Училище;
- Одноклассные церковно-приходские училища.
Создавалась новые университеты:
- Дерптский 1802 г.;
- Виленский 1803 г;
- Харьковский 1804 г;
- Казанский 1804 г;
- Петербургский университет 1804 г. (до 1819 был Петербургским педагогическим институтом).
Создавались отдельные привилегированные лицеи для обучения детей знатнейших людей империи.
Принят Университетский устав – документ, предоставлявший университетам значительную автономию: самостоятельный выбор ректора и профессоров, невмешательство государственных чиновников в университетские дела, право университетов назначать учителей в гимназиях своего образовательного округа.
Автономия для Великого княжества Финляндского 1810 г. – после победоносной русско-шведской войны 1808-1809 г. Финляндия была присоединена к Российской империи и получила статус Великого княжества Финляндского. Чтобы показать себя просвещённым правителем и улучшить отношения с местным населением Александр I предоставлять финляндскому населения ряд существенных прав и свобод:
- Освобождение от некоторых налогов;
- Освобождение от обязанности предоставлять рекрутов в российскую армию;
- Сохранение в действии финского Конституционного закона.
Государственные совет 1810 г. – законосовещательный орган, созданный по инициативе М. Сперанского. В Государственный совет входили все министры, а также иные лица, назначенные императором.
Внешняя политика
Российская империя при Александре I по отношению к своим соседям вела активную захватническую политику.
Внутренняя политика. Второй период 1812-1825 г. (демократический, либеральный)
Дарование Царству Польскому Конституции 1810 г.