Содержание

1.13 Образование


Основные понятия

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, один из способов становления личности путём организованного получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образование – становление личности через получение знаний и умений, а также передача культурных ценностей от прошлых поколений нынешнему поколению.

Функции образования

Экономическая – подготовка квалифицированных кадров, работников определённых профессий.

Культурно-транслирующая – передача накопленных и созданных прошлыми поколениями культурных и нематериальных ценностей нынешнему поколению.

Социализирующая (социализации, социальная) – в процессе образования происходит формирование личности.

Мировоззренческая – формирование через систему образования у общества определённого взгляда на мир.

Структура образования

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – правила, содержащие требования к образовательному процессу, которые утверждаются Министерством образования.
  2. Образовательные организации – детские сады, школы (общеобразовательные, лицеи, гимназии), колледжи, институты, университеты и тд., в которых получают образование учащиеся, а также преподаватели повышают свою квалификацию.
  3. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования – государственные и муниципальные чиновники, управляющие образовательным процессом. Например, Министерство образования РФ (федеральный орган), Министерство образования Красноярского края, Управление образования города Кемерово.
  4. Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования – юридические лица и общественные организации, которые могут провести независимую экспертную оценку качества образования.
  5. Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования – профсоюзы учителей; благотворительные фонды, помогающие образовательным организациям и учащимся; любые другие организации способствующие осуществлению образовательного процесса.

Принципы образовательной политики в РФ

Признание приоритетности образования – на государственном уровне признаётся, что образование является основой для развития и процветания общества.

Общедоступность образования и запрет на любые формы дискриминации – каждый гражданин независимо ни от имущественного положения, религиозных взглядов, возраста и тп. имеет равные возможности с остальными гражданами по получению образования.

Гуманистический характер образования – человек, его права и законные интересы признаются высшей ценностью, образование строится на правиле уважения личности учащегося и преподавателя.

Единство образовательного пространства – на всей территории России образование основывается на единых принципах и установках, соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.

Научная обоснованность – образование в России основано на научных знаниях и методах.

Светский характер – образование в России отделено от церкви и религии.

Свобода выбора образовательной программы и формы обучения – форма получения образования подбирается в соответствии со способностями и склонностями ученика, учитывая его индивидуальные особенности.

Автономность и открытость образовательных организаций – образовательные организации могут самостоятельно решать ряд собственных организационных вопросов (автономность); образовательные организации предоставляют публичный доступ к информации о своей деятельности (открытость).

Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования – конкуренция между образовательными организациями (за привлечение учеников, за повышенное государственное финансирование) позволит повысить качество образования.

Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования – в России могут существовать как государственные, так и частные образовательные организации; образование в частных образовательных организациях регулируется не только законом, но и договором по оказанию образовательных услуг.

Уровни образования

Существует три основных уровня образования:

  • Общее – формируются базовые навыки личности, осваиваются самые разнообразные предметы (от химии и физики до литературы и русского языка);
  • Профессиональное – приобретение узкоспециальных навыков, овладение определённой профессией;
  • Дополнительное – обогащение индивидуальности личности.

Данные уровни разделяются внутри себя на подуровни, которые осваиваются в соответствующих образовательных организациях:

  • Общее образование:
    • Дошкольное – детские сады и ясли;
    • Начальное общее – школа, лицей, гимназия 1-4 класс;
    • Основное общее – школа, лицей, гимназия 5-9 класс;
    • Среднее общее – школа, лицей, гимназия 10-11 класс.
  • Профессиональное:
    • Среднее профессиональное – колледж, техникум, училище;
    • Бакалавриат – университет, институт, академия;
    • Магистратура, специалитет – университет, институт, академия;
    • Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) – университет, институт, академия.
  • Дополнительное образование:
    • Дополнительное образование детей и взрослых – музыкальная школы, танцевальная школа, спортивная секция и тд.;
    • Дополнительное профессиональное образование – курсы повышение квалификации (эти курсы дополняют уже полученную на уровне профессионального образования специальность).

Непрерывность образования в информационном обществе

Непрерывность образования – это тенденция развития современного образования, в соответствии с которой образовательных процесс, начавшись в раннем детстве, продолжается до глубокой старости.

Путь по образованию:

  • детский сад →
  • школа → колледж/институт/университет →
  • стажировка на месте работы →
  • дополнительные курсы профессиональной подготовки →
  • и тд…

У необходимости продолжать образование на протяжении всей жизни в современном информационном обществе есть веские причины:

  • современное общество быстро меняется, и человеку часто приходится менять место работы, а это, в свою очередь, требует получение новой квалификации;
  • в современном постиндустриальном обществе каждый день и каждый час вырабатываются огромные объёмы новой информации; в то же время прежняя информация быстро устаревает; для того, чтобы владеть актуальной информацией и не отстать от развития общества, нужно постоянно учиться;
  • стремительное обновление технических устройств (начиная от бытовых: телефоны, компьютеры; заканчивая профессиональной техникой: медицинские аппараты, инженерные машины), появление новых технических изобретений требуют постоянного получения знаний и навыков по работе и правлению такой техникой.

Примеры некоторых профессий, для которых непрерывное образование имеет особое значение:

  • врачи – новая медицинская техника, новые лекарства, изменения методов лечения, мутации вирусов и бактерий;
  • юристы – постоянное издание новых нормативно-правовых актов, отмена или изменение действующих нормативных документов;
  • преподаватели – обновление образовательной программы, изменение в преподаваемых предметах, обновление своих навыков, чтобы уметь общаться с подростками.

Тенденции развития образования

Демократизация – образование становится общедоступным, каждый независимо от расы, пола, возраста, имущественного положения или других признаков имеет равный доступ к образованию.

Гуманизация образования – уделяется повышенное внимание к интересам и индивидуальным особенностям ученика, для этого создаются разнообразные профильные направления, курсы, кружки, секции, чтобы каждый мог выбрать себе подходящее направление. Также применяются здоровьесберегающие технологии – стулья и парты, поддерживающие осанку; кондиционеры в классах; кулеры с водой; горячее питание.

Гуманитаризация – в образовательной программе появляется больше гуманитарных предметов или увеличивается количество часов на изучение этих предметов: история, экономика, право и тд.

Интернационализация – внедрение международных стандартов в образовательный процесс, международный обмен преподавателями и учениками, создание образовательных организаций совместно несколькими государствами. 

Информатизация/компьютеризация – внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.

Самообразование

Самообразование – процесс получения навыков и знаний учащимся самостоятельно, без помощи посторонних лиц и вне образовательных организаций.

Самообразование во все времена было важным путём социализации человека. Например, в прошлом, до введения всеобщего образования, многие люди из бедных семей, женщины или иные категории лиц из-за дискриминации были вынуждены получать образование самостоятельно. Некоторые из этих личностей добивались выдающихся успехов и сами становились учёными и философами: Вильгельм Лейбниц, Жан-Жак Руссо, Майкл Фарадей, Эдуард Циолковский, Генрих Шлиман и многие другие.

Факторы, определяющие важность самообразования в современном обществе:

  • самоучка не ограничен академическими правилами образовательной программы или образовательного учреждения, поэтому он может в полной мере раскрыть свой собственный творческий потенциал;
  • автодидакт свободен от предрассудков и предубеждений, которые могут быть приняты в образовательном учреждении, поэтому он способен выйти за пределы устоявшихся рамок;
  • в современном общество появилось огромное количество способов получить новые навыки и знания (образовательные ролики на YouTube, онлайн книги и статьи), которые очень удобно использовать для собственного развития.

Факторы определяющие сложности и трудности для самообразования:

  • отсутствие системности и размеренного ритма в самостоятельной работе может сделать процесс получения новых знаний и навыков затянутым;
  • без наставника бывает затруднительно осваивать новые знания;
  • образовательные организации предоставляют доступ к библиотекам, технике, компьютерным программам; чего лишён автодидакт;
  • самоучка может совершить “открытие“, а в дальнейшем окажется, что это “открытие” уже кем-то совершено, а самоучка, не взаимодействуя с образовательным и научным сообществом, не знал об этом.