Основные понятия
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, один из способов становления личности путём организованного получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образование – становление личности через получение знаний и умений, а также передача культурных ценностей от прошлых поколений нынешнему поколению.
Функции образования
Экономическая – подготовка квалифицированных кадров, работников определённых профессий.
Культурно-транслирующая – передача накопленных и созданных прошлыми поколениями культурных и нематериальных ценностей нынешнему поколению.
Социализирующая (социализации, социальная) – в процессе образования происходит формирование личности.
Мировоззренческая – формирование через систему образования у общества определённого взгляда на мир.
Структура образования
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – правила, содержащие требования к образовательному процессу, которые утверждаются Министерством образования.
- Образовательные организации – детские сады, школы (общеобразовательные, лицеи, гимназии), колледжи, институты, университеты и тд., в которых получают образование учащиеся, а также преподаватели повышают свою квалификацию.
- Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования – государственные и муниципальные чиновники, управляющие образовательным процессом. Например, Министерство образования РФ (федеральный орган), Министерство образования Красноярского края, Управление образования города Кемерово.
- Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования – юридические лица и общественные организации, которые могут провести независимую экспертную оценку качества образования.
- Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования – профсоюзы учителей; благотворительные фонды, помогающие образовательным организациям и учащимся; любые другие организации способствующие осуществлению образовательного процесса.
Принципы образовательной политики в РФ
Признание приоритетности образования – на государственном уровне признаётся, что образование является основой для развития и процветания общества.
Общедоступность образования и запрет на любые формы дискриминации – каждый гражданин независимо ни от имущественного положения, религиозных взглядов, возраста и тп. имеет равные возможности с остальными гражданами по получению образования.
Гуманистический характер образования – человек, его права и законные интересы признаются высшей ценностью, образование строится на правиле уважения личности учащегося и преподавателя.
Единство образовательного пространства – на всей территории России образование основывается на единых принципах и установках, соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.
Научная обоснованность – образование в России основано на научных знаниях и методах.
Светский характер – образование в России отделено от церкви и религии.
Свобода выбора образовательной программы и формы обучения – форма получения образования подбирается в соответствии со способностями и склонностями ученика, учитывая его индивидуальные особенности.
Автономность и открытость образовательных организаций – образовательные организации могут самостоятельно решать ряд собственных организационных вопросов (автономность); образовательные организации предоставляют публичный доступ к информации о своей деятельности (открытость).
Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования – конкуренция между образовательными организациями (за привлечение учеников, за повышенное государственное финансирование) позволит повысить качество образования.
Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования – в России могут существовать как государственные, так и частные образовательные организации; образование в частных образовательных организациях регулируется не только законом, но и договором по оказанию образовательных услуг.
Уровни образования
Существует три основных уровня образования:
- Общее – формируются базовые навыки личности, осваиваются самые разнообразные предметы (от химии и физики до литературы и русского языка);
- Профессиональное – приобретение узкоспециальных навыков, овладение определённой профессией;
- Дополнительное – обогащение индивидуальности личности.
Данные уровни разделяются внутри себя на подуровни, которые осваиваются в соответствующих образовательных организациях:
- Общее образование:
- Дошкольное – детские сады и ясли;
- Начальное общее – школа, лицей, гимназия 1-4 класс;
- Основное общее – школа, лицей, гимназия 5-9 класс;
- Среднее общее – школа, лицей, гимназия 10-11 класс.
- Профессиональное:
- Среднее профессиональное – колледж, техникум, училище;
- Бакалавриат – университет, институт, академия;
- Магистратура, специалитет – университет, институт, академия;
- Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) – университет, институт, академия.
- Дополнительное образование:
- Дополнительное образование детей и взрослых – музыкальная школы, танцевальная школа, спортивная секция и тд.;
- Дополнительное профессиональное образование – курсы повышение квалификации (эти курсы дополняют уже полученную на уровне профессионального образования специальность).
Непрерывность образования в информационном обществе
Непрерывность образования – это тенденция развития современного образования, в соответствии с которой образовательных процесс, начавшись в раннем детстве, продолжается до глубокой старости.
Путь по образованию:
- детский сад →
- школа → колледж/институт/университет →
- стажировка на месте работы →
- дополнительные курсы профессиональной подготовки →
- и тд…
У необходимости продолжать образование на протяжении всей жизни в современном информационном обществе есть веские причины:
- современное общество быстро меняется, и человеку часто приходится менять место работы, а это, в свою очередь, требует получение новой квалификации;
- в современном постиндустриальном обществе каждый день и каждый час вырабатываются огромные объёмы новой информации; в то же время прежняя информация быстро устаревает; для того, чтобы владеть актуальной информацией и не отстать от развития общества, нужно постоянно учиться;
- стремительное обновление технических устройств (начиная от бытовых: телефоны, компьютеры; заканчивая профессиональной техникой: медицинские аппараты, инженерные машины), появление новых технических изобретений требуют постоянного получения знаний и навыков по работе и правлению такой техникой.
Примеры некоторых профессий, для которых непрерывное образование имеет особое значение:
- врачи – новая медицинская техника, новые лекарства, изменения методов лечения, мутации вирусов и бактерий;
- юристы – постоянное издание новых нормативно-правовых актов, отмена или изменение действующих нормативных документов;
- преподаватели – обновление образовательной программы, изменение в преподаваемых предметах, обновление своих навыков, чтобы уметь общаться с подростками.
Тенденции развития образования
Демократизация – образование становится общедоступным, каждый независимо от расы, пола, возраста, имущественного положения или других признаков имеет равный доступ к образованию.
Гуманизация образования – уделяется повышенное внимание к интересам и индивидуальным особенностям ученика, для этого создаются разнообразные профильные направления, курсы, кружки, секции, чтобы каждый мог выбрать себе подходящее направление. Также применяются здоровьесберегающие технологии – стулья и парты, поддерживающие осанку; кондиционеры в классах; кулеры с водой; горячее питание.
Гуманитаризация – в образовательной программе появляется больше гуманитарных предметов или увеличивается количество часов на изучение этих предметов: история, экономика, право и тд.
Интернационализация – внедрение международных стандартов в образовательный процесс, международный обмен преподавателями и учениками, создание образовательных организаций совместно несколькими государствами.
Информатизация/компьютеризация – внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.
Самообразование
Самообразование – процесс получения навыков и знаний учащимся самостоятельно, без помощи посторонних лиц и вне образовательных организаций.
Самообразование во все времена было важным путём социализации человека. Например, в прошлом, до введения всеобщего образования, многие люди из бедных семей, женщины или иные категории лиц из-за дискриминации были вынуждены получать образование самостоятельно. Некоторые из этих личностей добивались выдающихся успехов и сами становились учёными и философами: Вильгельм Лейбниц, Жан-Жак Руссо, Майкл Фарадей, Эдуард Циолковский, Генрих Шлиман и многие другие.
Факторы, определяющие важность самообразования в современном обществе:
- не ограничен академическими правилами образовательной программы или образовательного учреждения, поэтому он может в полной мере раскрыть свой собственный творческий потенциал;
- свободен от предрассудков и предубеждений, которые могут быть приняты в образовательном учреждении, поэтому он способен выйти за пределы устоявшихся рамок;
- в современном общество появилось огромное количество способов получить новые навыки и знания (образовательные ролики на YouTube, онлайн книги и статьи), которые очень удобно использовать для собственного развития.
Факторы определяющие сложности и трудности для самообразования:
- отсутствие системности и размеренного ритма в самостоятельной работе может сделать процесс получения новых знаний и навыков затянутым;
- без наставника бывает затруднительно осваивать новые знания;
- образовательные организации предоставляют доступ к библиотекам, технике, компьютерным программам; чего лишён автодидакт;
- самоучка может совершить “открытие“, а в дальнейшем окажется, что это “открытие” уже кем-то совершено, а самоучка, не взаимодействуя с образовательным и научным сообществом, не знал об этом.