Содержание

1.5 Истина. Ложное знание. Практика


1.5 Истина. Ложное знание. Практика

Понятие и виды истины

Истина (объективная истина) – это объективное , достоверное знание, соответствующее предмету , совпадающее с ним.

Любая истина объективна.

Объективная истина делиться на два вида:

  • Абсолютная;
  • Относительная.
Объективная истина
Абсолютная истина Относительная истина

Объективное, а также полное, исчерпывающее знание, к которому не получится ничего добавить или изменить.

Не зависит от места, времени и средств получения этого знания/истины.

Объективное, а также неполное знание, которое можно дополнить и уточнить.

Зависит от места, времени и средств получения этого знания/истины 

Пример: два плюс два равно четыре.

Это знание объективное, тут нет домыслов со стороны познающего субъекта. Два плюс два, и правда, равно четыре.

Это полное исчерпывающее знание, уточнить его или что-то добавить нельзя.

Пример: на улице зимой в России холодно.

Это знание объективное, тут нет домыслов со стороны познающего субъекта. В России зимой, действительно, холодно.

Но это неполное, неточное знание. Можно уточнить насколько холодно: среднегодовая температура зимой в России —11 °C.

Критерии истины

Критерии истины – это такие признаки и методы, с помощью которых можно проверить, является ли знание истиной или нет.

Виды критериев истины:

  • Практика – вид преобразовательной деятельности, которая улучшает условия существования общества. Например, Иванову рассказали о рецепте, по которому можно сварить вкусный суп; Иванов самостоятельно сварил суп по данному рецепту и убедился, что это действительно рецепт вкусного супа.

 

  • Соответствие научным законам – научные знания добываются с помощью максимально строгих, объективных и точных методов, поэтому они сами с большой долей вероятности являются истинными; следовательно, если какое-то знание не противоречит научному закону, то такое знание истинно.

 

  • Соответствие фундаментальным законам – это разновидность научных законов, которые являются основополагающими, от которых учёные отталкиваются в своих дальнейших исследованиях. Например, законы термодинамики. Соответствие научным законам и соответствие фундаментальным законам – очень похожие критерии, но в школьном курсе обществознания их выделяют как два самостоятельных критерия истины.

 

  • Соответствие законам логики – логика является разделом философии, который изучает мышление человека и устанавливает правила мышления, которые помогают без ошибок сопоставлять вместе причины и последствия. Например, “мне поставили двойку на уроке, потому что утром дорогу чёрная кошка перебежала” – нелогично и неистинно, указанные два события “чёрная кошка” и “двойка” не связаны между собой как причина и следствие. В то же время, “мне поставили двойку, потому что я не сделал домашнее задание” – логично и истинно, в этом утверждении причина и следствие правильно связаны друг с другом.

 

  • Парадоксальность суждения – истинное знание очень часто противоречит житейскому мировоззрению и ломает устоявшуюся бытовую и приземлённую картину мира. Например, “все материальные объекты более, чем на 95% состоят из пустоты” – это пример парадоксального истинного суждения. Дело в том, что все материальные объекты состоят из атомов, а в атомах между ядром и летающими вокруг него электронами очень много пустого пространства. Получается, раз материальные объекты состоят из атомов, а в атоме много пустого пространства (более 95%), то и во всех материальных объектах более 95% пустого пространства, какими бы твёрдыми эти объекты не были.

 

  • Простота и экономичность формулировки – в большом количестве случаев истинное знание можно сформулировать коротко, не используя много слов, а многословие и путаница в объяснениях, наоборот, признак ложного знания.

Ложное знание

Ложное знание – недостоверное, субъективное знание, не соответствующее предмету, не совпадающее с ним.

Ложное знание делится на два вида:

  • Преднамеренная ложь – знание, о недостоверности которого субъект осведомлён, но всё равно выдаёт его за истину.
  • Заблуждение – знание, о недостоверности которого субъект не осведомлён и выдаёт его за истину.

Роль практики в процессе познания

Практическая деятельность занимает важнейшее место в процессе познания объективной реальности.

Роль практики в процессе познания:

  • Практика как критерий истины – с помощью осуществления практической деятельности можно какое-либо знание проверить, является ли оно истинным или нет.
  • Практика как источник познания – из-за наличия практических потребностей в жизни человека возникают различные науки. Человек хочет жить долго и не болеть – возникает медицина; переносить и поднимать тяжести – инженерия; много выращивать овощей и фруктов – агрономия.
  • Практика как цель познания – для осуществления какой-либо практической деятельности необходимо сначала осуществить познание некоего объекта. Например, чтобы Иванову соорудить скворечник, ему нужно сначала посмотреть ролик на Youtube как правильно работать с древесиной, молотком, пилой и тд.
  • Практика как основа познания – практика выступает средством для получения новых знаний. Например, Иванов в процессе изготовления скворечника понял как лучше держать молоток, чтобы не попасть себе по пальцам.