Понятие и виды истины
Истина (объективная истина) – это
, достоверное знание, соответствующее , совпадающее с ним.Любая истина объективна.
Объективная истина делиться на два вида:
- Абсолютная;
- Относительная.
Объективная истина | |
Абсолютная истина | Относительная истина |
Объективное, а также полное, исчерпывающее знание, к которому не получится ничего добавить или изменить. Не зависит от места, времени и средств получения этого знания/истины. |
Объективное, а также неполное знание, которое можно дополнить и уточнить. Зависит от места, времени и средств получения этого знания/истины |
Пример: два плюс два равно четыре. Это знание объективное, тут нет домыслов со стороны познающего субъекта. Два плюс два, и правда, равно четыре. Это полное исчерпывающее знание, уточнить его или что-то добавить нельзя. |
Пример: на улице зимой в России холодно. Это знание объективное, тут нет домыслов со стороны познающего субъекта. В России зимой, действительно, холодно. Но это неполное, неточное знание. Можно уточнить насколько холодно: среднегодовая температура зимой в России —11 °C. |
Критерии истины
Критерии истины – это такие признаки и методы, с помощью которых можно проверить, является ли знание истиной или нет.
Виды критериев истины:
- Практика – вид преобразовательной деятельности, которая улучшает условия существования общества. Например, Иванову рассказали о рецепте, по которому можно сварить вкусный суп; Иванов самостоятельно сварил суп по данному рецепту и убедился, что это действительно рецепт вкусного супа.
- Соответствие научным законам – научные знания добываются с помощью максимально строгих, объективных и точных методов, поэтому они сами с большой долей вероятности являются истинными; следовательно, если какое-то знание не противоречит научному закону, то такое знание истинно.
- Соответствие фундаментальным законам – это разновидность научных законов, которые являются основополагающими, от которых учёные отталкиваются в своих дальнейших исследованиях. Например, законы термодинамики. Соответствие научным законам и соответствие фундаментальным законам – очень похожие критерии, но в школьном курсе обществознания их выделяют как два самостоятельных критерия истины.
- Соответствие законам логики – логика является разделом философии, который изучает мышление человека и устанавливает правила мышления, которые помогают без ошибок сопоставлять вместе причины и последствия. Например, “мне поставили двойку на уроке, потому что утром дорогу чёрная кошка перебежала” – нелогично и неистинно, указанные два события “чёрная кошка” и “двойка” не связаны между собой как причина и следствие. В то же время, “мне поставили двойку, потому что я не сделал домашнее задание” – логично и истинно, в этом утверждении причина и следствие правильно связаны друг с другом.
- Парадоксальность суждения – истинное знание очень часто противоречит житейскому мировоззрению и ломает устоявшуюся бытовую и приземлённую картину мира. Например, “все материальные объекты более, чем на 95% состоят из пустоты” – это пример парадоксального истинного суждения. Дело в том, что все материальные объекты состоят из атомов, а в атомах между ядром и летающими вокруг него электронами очень много пустого пространства. Получается, раз материальные объекты состоят из атомов, а в атоме много пустого пространства (более 95%), то и во всех материальных объектах более 95% пустого пространства, какими бы твёрдыми эти объекты не были.
- Простота и экономичность формулировки – в большом количестве случаев истинное знание можно сформулировать коротко, не используя много слов, а многословие и путаница в объяснениях, наоборот, признак ложного знания.
Ложное знание
Ложное знание – недостоверное,
знание, не соответствующее предмету, не совпадающее с ним.Ложное знание делится на два вида:
- Преднамеренная ложь – знание, о недостоверности которого субъект осведомлён, но всё равно выдаёт его за истину.
- Заблуждение – знание, о недостоверности которого субъект не осведомлён и выдаёт его за истину.
Роль практики в процессе познания
Практическая деятельность занимает важнейшее место в процессе познания объективной реальности.
Роль практики в процессе познания:
- Практика как критерий истины – с помощью осуществления практической деятельности можно какое-либо знание проверить, является ли оно истинным или нет.
- Практика как источник познания – из-за наличия практических потребностей в жизни человека возникают различные науки. Человек хочет жить долго и не болеть – возникает медицина; переносить и поднимать тяжести – инженерия; много выращивать овощей и фруктов – агрономия.
- Практика как цель познания – для осуществления какой-либо практической деятельности необходимо сначала осуществить познание некоего объекта. Например, чтобы Иванову соорудить скворечник, ему нужно сначала посмотреть ролик на Youtube как правильно работать с древесиной, молотком, пилой и тд.
- Практика как основа познания – практика выступает средством для получения новых знаний. Например, Иванов в процессе изготовления скворечника понял как лучше держать молоток, чтобы не попасть себе по пальцам.