Содержание

Картины


Способы исполнения, жанры искусства в Древней и Средневековой Руси

Мозаика – изображение выполняется из кусочков цветного стекла или цветных камешков-смальты (которые привозились из Византии).

Картины
Христос – Пантократор. Византийская мозаика.

Фреска – изображение на стене, которое наносилось по сырой штукатурке, чтобы лучше впитывалась краска.

Картины
Страшный суд. Нач. XV века. Фреска. Успенский собор во Владимире. Андрей Рублёв.

Миниатюра – небольшая иллюстрация на страницах книги.

Картины
Миниатюра из летописи. Куликовская битва – поединок Пересвета с Челубеем.

Буквица – крупная расписная заглавная буква.

Картины
Буквица из Остромирова Евангелия.

Икона – изображение на доске, в углублении, показывающее святых, Бога, сцены из Библии. Православная икона писалась по особым правилам, перед иконописцем не ставилась цель передать анатомически точный портрет человека или реалистичный пейзаж.

Картины
Владимирская икона Божией Матери

Пергамент – листы, изготовленные из мягкой кожи животных (чаще молодых бычков). Использовался до изобретения бумаги.

Картины
Пергамент. Боянское Евангелие.

Иконы Древней Руси. Без авторства.

Феофан Грек. Иконописец. ок. 1340 – ок. 1410

Византийский (поэтому прозвище – Грек) и русский иконописец, миниатюрист, исполнитель фресковой живописи. Прибыл на Русь и поселился в Новгороде. Расписывал Церковь Спаса на Нередице, Архангельский собор Московского Кремля, Благовещенский собор Московского Кремля. Оказал огромное влияние на других новгородских иконописцев.

Андрей Рублёв. ок. 1360-1428 (или 1430)

Андрей Рублёв – русский иконописец московской школы. Создатель икон и фресок. Признан Русской православной церковью святым. Расписывал Благовещенской собор Московского кремля, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор.

Дионисий. ок. 1440-1503 (или 1508)

Московский иконописец и создатель фресок. Подражатель и продолжатель стиля Андрея Рублёва. Расписывал Успенский собор Московского кремля (роспись не сохранилась), Ферапонтов, Иосифо-Волоколамский монастыри С Дионисием Работали его дети Владимир и Феодосий. Первый иконописец бывший не монахом, а дворянином.

Афанасий митрополит. ок. 1500-1570

Самая известная икона – Церковь воинствующая. На иконе в аллегорической форме изображена победа Ивана IV над Казанским ханством. Сам Архангел Михаил ведёт войско вместе с русскими правителями – Иван Грозный, Владимир Мономах, князь Владимир, Борис и Глеб. Москва изображена как Небесный Иерусалим (образ рая), Казань как Град горящий – Вавилон (образ места греха).

Русское войско возвращается с победы.

Картины
Церковь воинствующая

Симон Ушаков. 1626-1686

Русский московский иконописец и график. В его произведениях с помощью теней и света передаётся больший объём у лиц и фигур. Данный стиль был не свойственен прежним иконописцам.

Парсуна – жанр

Является портретным изображением. Название происходит от слова персона. Появился данный жанр в средние века в России поэтому очень похож на икону. Но по мере своего развития от века к веку всё больше начинает походить на современные светские портреты.

Является светской живописью. Расцвет парсуны пришёлся на XVII век.

Лубок – жанр

Жанр народной культуры изобразительного искусства, отличающийся простотой и доступностью образов. Изображения носят преимущественно развлекательный характер, хотя иногда изображались святые и сцены из Библии.

Никитин Иван Никитич. ок. 1690 – ок. 1742

Русский художник. Основатель светской живописи. Учился В Москве при оружейной палате у голландского мастера, затем в Санкт-Петербурге у немецкого художника. На деньги, выделенные Петром I выезжал учиться в Италию. Приехав получил статус придворного художника.

За критику вице-президента Святейшего правительствующего синода Феофана Прокоповича провёл в заключении 5 лет, а затем отправлен в ссылку в Сибирь, в Тобольск. Только после смерти Анны Иоанновны получил право вернуться домой, но по дороге умер.

Рокотов Фёдор Степанович

Русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II.

Происхождение неясно: крепостной либо дворянин по рождению. Был замечен в молодости графом Иваном Шуваловым, который набирал одарённых юношей для создающейся Императорской Академии художеств. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Почти геральдический по своей отточенности профиль так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова. Переехав в Москву написал портреты почти всех знатных московских семей.

Тропинин Василий Андреевич. 1776-1857

Русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Сын крепостного. Сам был крепостным до 1823 года. Учился в Императорской Академии художеств.

Кипренский Орест Адамович. 1782-1836

Русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Внебрачный сын помещика, был записан в крепостные. В 1788 получил вольную. Учился в Императорской Академии художеств. Посещал Италию, Францию. Обвинялся в убийстве любовницы. Ради женитьбы на любимой женщине принял католичество.

На написанный кипренский портрет А.С. Пушкина поэт ответил посвящением:

Любимец моды легкокрылой,
 Хоть не британец, не француз,
 Ты вновь создал, волшебник милый,
 Меня, питомца чистых муз, —
 И я смеюся над могилой,
 Ушед навек от смертных уз.

 Себя как в зеркале я вижу,
 Но это зеркало мне льстит.
 Оно гласит, что не унижу
 Пристрастья важных аонид.
 Так Риму, Дрездену, Парижу
 Известен впредь мой будет вид.

Брюллов Карл Павлович. 1799-1852

Русский художник – представитель классицизма и романтизма. Автор портретов, исторических полотен. Учился в Императорской Академии художеств. Работал в России, Италии, Греции, Турции. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме. Был знаком с А.С. Пушкиным, М. И. Глинкой. Изображён на памятнике “Тысячелетие России”.

Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе.

Иванов Александр Андреевич. 1806-1858

Русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор полотна «Явление Христа народу», надо которым работал 20 лет. Учился в Императорской Академии художеств.

Шишкин Иван Иванович. 1832-1898

Русский художник. Наиболее знаменит своими пейзажами, но также писал пером с тушью, создавал гравюры.

Сын купца. Учился в Академии художеств, впоследствии был её членом – академиком.

Федотов Павел Андреевич. 1815-1852

Русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Академик Императорской Академии художеств «по живописи домашних сцен». Отлично подмечал характеры окружающих его людей, умел замечать острые моменты повседневной жизни, что отразилось в его картинах. Некоторые работы являются прямой критикой нравов дворянского общества. Сатирическая направленность художника привлекала повышенное внимание цензуры. Писал стихи. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти П. А. Федотова в печати. 

Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900

Маринист, баталист.

Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Будучи художником с мировой известностью, Иван Константинович Айвазовский предпочитал жить и работать на своей родине — в Крыму. Айвазовский наиболее известен своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён.

Ге Николай Николаевич. 1831-1894

Русский художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.

Шишкин Иван Иванович 1832-1898

Репин Илья Ефимович. 1844-1930

Художник реалист, прославился также портретами, картинами на исторические и бытовые сюжеты. Прекрасно отразил в своих работах жизнь и противоречия пореформенной России.

В картинах Репина можно встретить: народников, революционеров, политическую элиту Российской империи, тяжёлый труд простого человека, контраст между нищим крестьянством и богатым дворянством.

Картина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года” была запрещена к публичной экспонации при Александре III. Впоследствии эта картина дважды подвергалась нападениям вандалов.

 

Суриков Василий Иванович 1848-1916

Левитан Исаак Ильич 1860-1900

Врубель Михаил Александрович 1856-1910

Серов Валентин Александрович 1865-1911

Малевич Казимир Северинович 1879-1935

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич 1878-1939

Дейнека Александр Александрович 1899-1969

Рерих Николай Константинович 1874-1947

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии