Способы исполнения, жанры искусства в Древней и Средневековой Руси
Мозаика – изображение выполняется из кусочков цветного стекла или цветных камешков-смальты (которые привозились из Византии).
Фреска – изображение на стене, которое наносилось по сырой штукатурке, чтобы лучше впитывалась краска.
Миниатюра – небольшая иллюстрация на страницах книги.
Буквица – крупная расписная заглавная буква.
Икона – изображение на доске, в углублении, показывающее святых, Бога, сцены из Библии. Православная икона писалась по особым правилам, перед иконописцем не ставилась цель передать анатомически точный портрет человека или реалистичный пейзаж.
Пергамент – листы, изготовленные из мягкой кожи животных (чаще молодых бычков). Использовался до изобретения бумаги.
Иконы Древней Руси. Без авторства.
Феофан Грек. Иконописец. ок. 1340 – ок. 1410
Византийский (поэтому прозвище – Грек) и русский иконописец, миниатюрист, исполнитель фресковой живописи. Прибыл на Русь и поселился в Новгороде. Расписывал Церковь Спаса на Нередице, Архангельский собор Московского Кремля, Благовещенский собор Московского Кремля. Оказал огромное влияние на других новгородских иконописцев.
Андрей Рублёв. ок. 1360-1428 (или 1430)
Андрей Рублёв – русский иконописец московской школы. Создатель икон и фресок. Признан Русской православной церковью святым. Расписывал Благовещенской собор Московского кремля, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор.
Дионисий. ок. 1440-1503 (или 1508)
Московский иконописец и создатель фресок. Подражатель и продолжатель стиля Андрея Рублёва. Расписывал Успенский собор Московского кремля (роспись не сохранилась), Ферапонтов, Иосифо-Волоколамский монастыри С Дионисием Работали его дети Владимир и Феодосий. Первый иконописец бывший не монахом, а дворянином.
Афанасий митрополит. ок. 1500-1570
Самая известная икона – Церковь воинствующая. На иконе в аллегорической форме изображена победа Ивана IV над Казанским ханством. Сам Архангел Михаил ведёт войско вместе с русскими правителями – Иван Грозный, Владимир Мономах, князь Владимир, Борис и Глеб. Москва изображена как Небесный Иерусалим (образ рая), Казань как Град горящий – Вавилон (образ места греха).
Русское войско возвращается с победы.
Симон Ушаков. 1626-1686
Русский московский иконописец и график. В его произведениях с помощью теней и света передаётся больший объём у лиц и фигур. Данный стиль был не свойственен прежним иконописцам.
Парсуна – жанр
Является портретным изображением. Название происходит от слова персона. Появился данный жанр в средние века в России поэтому очень похож на икону. Но по мере своего развития от века к веку всё больше начинает походить на современные светские портреты.
Является светской живописью. Расцвет парсуны пришёлся на XVII век.
Лубок – жанр
Жанр народной культуры изобразительного искусства, отличающийся простотой и доступностью образов. Изображения носят преимущественно развлекательный характер, хотя иногда изображались святые и сцены из Библии.
Никитин Иван Никитич. ок. 1690 – ок. 1742
Русский художник. Основатель
живописи. Учился В Москве при оружейной палате у голландского мастера, затем в Санкт-Петербурге у немецкого художника. На деньги, выделенные Петром I выезжал учиться в Италию. Приехав получил статус придворного художника.За критику вице-президента Святейшего правительствующего синода Феофана Прокоповича провёл в заключении 5 лет, а затем отправлен в ссылку в Сибирь, в Тобольск. Только после смерти Анны Иоанновны получил право вернуться домой, но по дороге умер.
Рокотов Фёдор Степанович
Русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II.
Происхождение неясно: крепостной либо дворянин по рождению. Был замечен в молодости графом Иваном Шуваловым, который набирал одарённых юношей для создающейся Императорской Академии художеств. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Почти геральдический по своей отточенности профиль так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова. Переехав в Москву написал портреты почти всех знатных московских семей.
Тропинин Василий Андреевич. 1776-1857
Русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Сын крепостного. Сам был крепостным до 1823 года. Учился в Императорской Академии художеств.
Кипренский Орест Адамович. 1782-1836
Русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Внебрачный сын помещика, был записан в крепостные. В 1788 получил
. Учился в Императорской Академии художеств. Посещал Италию, Францию. Обвинялся в убийстве любовницы. Ради женитьбы на любимой женщине принял католичество.На написанный кипренский портрет А.С. Пушкина поэт ответил посвящением:
Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.
Брюллов Карл Павлович. 1799-1852
Русский художник – представитель классицизма и романтизма. Автор портретов, исторических полотен. Учился в Императорской Академии художеств. Работал в России, Италии, Греции, Турции. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме. Был знаком с А.С. Пушкиным, М. И. Глинкой. Изображён на памятнике “Тысячелетие России”.
Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе.
Иванов Александр Андреевич. 1806-1858
Русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор полотна «Явление Христа народу», надо которым работал 20 лет. Учился в Императорской Академии художеств.
Шишкин Иван Иванович. 1832-1898
Русский художник. Наиболее знаменит своими
, но также писал пером с тушью, создавал .Сын купца. Учился в Академии художеств, впоследствии был её членом – академиком.
Федотов Павел Андреевич. 1815-1852
Русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Академик Императорской Академии художеств «по живописи домашних сцен». Отлично подмечал характеры окружающих его людей, умел замечать острые моменты повседневной жизни, что отразилось в его картинах. Некоторые работы являются прямой критикой нравов дворянского общества. Сатирическая направленность художника привлекала повышенное внимание цензуры. Писал стихи. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти П. А. Федотова в печати.
Айвазовский Иван Константинович. 1817-1900
Маринист, баталист.
Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Будучи художником с мировой известностью, Иван Константинович Айвазовский предпочитал жить и работать на своей родине — в Крыму. Айвазовский наиболее известен своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён.
Ге Николай Николаевич. 1831-1894
Русский художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.
Шишкин Иван Иванович 1832-1898
Репин Илья Ефимович. 1844-1930
Художник реалист, прославился также портретами, картинами на исторические и бытовые сюжеты. Прекрасно отразил в своих работах жизнь и противоречия
.В картинах Репина можно встретить: народников, революционеров, политическую элиту Российской империи, тяжёлый труд простого человека, контраст между нищим крестьянством и богатым дворянством.
Картина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года” была запрещена к публичной экспонации при Александре III. Впоследствии эта картина дважды подвергалась нападениям вандалов.