Абсолютная истина – объективное, точное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть дополнено или опровергнуто, поскольку не зависит от способов её получения (не зависит ни от человека, ни от человечества).
Абстракция – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения, чтобы лучше его изучить.
Агностицизм – философский подход, полностью отрицающий возможность познания мира.
Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на части для лучшего его изучения.
Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
Анимизм – религия с верой в наличие души практически у каждого объекта.
Антропогенез – процесс эволюции человека.
Вера – убеждённость в чём-либо, не требующее доказательств.
Волюнтаризм – философский подход, определяющий свободу как вседозволенность.
Восприятие – форма чувственного познания, в которой при контакте объекта с органами чувств человек познаёт несколько свойств этого объекта (чувственный образ объекта).
Гипотеза – научное предположение, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Глобализация – процесс выхода многих национальных общественных отношений на международный уровень, объединение стран и народов в единую общность.
Глобальные проблемы человечества – угрозы, появившиеся в середине XX века, охватывающие всё население Земли, способные его уничтожить, для решение которых требуются объединённые усилия всего мирового сообщества.
Дедукция – переход от общего суждения к частным выводам.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, который заключается в сознательном преобразовании внешнего мира и подчинении его целям человека.
Заблуждение – знание, которое выдаётся за истину, и сам субъект не знает о его недостоверности.
Знания – результат познавательной деятельности, являющийся идеальным отражением свойств объективной реальности в сознании человека.
Игра – форма деятельности, в которой важен не конкретный результат, а сам процесс, направленный на развлечение, отдых.
Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
Измерение – получение информации о количественных и качественных характеристиках объекта.
Индивид – единичный представитель человеческого рода (характеризуемый с точки зрения биологических признаков).
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, которое состоит из совокупности черт и качеств человека.
Индукция – переход от частных суждений к общему выводу.
Инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с улучшения социального института в данных условиях.
Интерес – целенаправленное отношение субъекта к объекту его потребностей.
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Истина (объективная истина) – знание, объективное, достоверное, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Контркультура – часть общества, чьи интересы, ценности, деятельность противопоставляют её основной части общества, и действуют на общество разрушительно.
Культ – вид любой религиозной деятельности, практического духовного освоения мира.
Культура:
- в широком смысле: исторически сложившаяся совокупность всех материальных и духовных объектов, которые были созданы человеком и продолжают создаваться;
- в узком смысле: деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей.
Личность – человек, обладающий социально значимыми чертами, качествами и социально ценным опытом.
Ложь – знание, не соответствующее своему предмету.
Магия – религия с верой в наличие невидимых связей между объектами и возможность влиять на объекты через эти невидимые связи.
Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.
Метод познания – орудие, средство познания.
Мировоззрение – целостное представление субъекта о природе, обществе и своём месте в них, которое выражается в системе ценностей, идеалов, знаний личности или социальной группы.
- Мировосприятие – представление мира в наглядных образах;
- Мироощущение – эмоциональная сторона мировоззрения;
- Миропонимание – представление о мире, основанное на мышлении.
Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей, базирующая на представлении о добре и зле.
Модернизация – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Мышление – процесс отражения свойств объективной реальности в форме понятий, теорий, суждений, умозаключений.
Наблюдение – процесс активного восприятия объекта без оказания на него какого-либо воздействия.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство объективных знаний о природе, обществе и самом познании, главная цель которой – достижение истины.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных, достоверных и систематизированных знаний.
Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании.
Необходимость – логическая связь между текущим состоянием объекта и условиями в прошлом, которые привели объект в это текущее состояние (по-простому: мысленная связь между причиной и следствием).
Неразумные потребности – это потребности, не приносящие пользу развитию человека.
Нравственность – воплощение в практической деятельности человека моральных норм и идеалов.
Образование – один из способов становления личности путём организованного получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Описание – сбор и перечисление количественных и качественных характеристик объекта.
Опыт – см. Эксперимент.
Общение – форма деятельности, при которой происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в передаче информации и узнавании (понимании) собеседников.
Общественные отношения – многообразные связи между субъектами общества.
Общество:
- в широком смысле:
- всё человечество в целом (такая формулировка может попасться в задании и будет считаться приемлемой для ответа, НО САМОМУ УЧЕНИКУ ЕЁ НЕЛЬЗЯ ВОСПРОИЗВОДИТЬ в качестве определения общества, для этого есть более полное определение общества (следующее));
- обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, форм их объединения, а также связей между ними;
- в узком смысле слова:
- группа людей объединённая общими целями, идеалами, убеждениями, деятельностью;
- определённый исторический этап в развитии человечества;
- население определённого государства или региона.
Ответственность – система взаимных требований между человеком и обществом, а также контроль за их исполнением.
Относительная истина – объективное, но неточное, неполное знание о предмете, которое может быть дополнено или уточнено, потому что зависит от методов его получения (зависит от этапа развития человека и человечества).
Ощущение – форма чувственного познания, в которой при контакте объекта с органами чувств человек познаёт отдельное свойство этого объекта.
Позитивизм – философский подход, утверждающий возможность полного познания мира.
Познание – процесс активной деятельности человека, в ходе которой объективная реальность отражается в его сознании, а результатом является получение новых знаний.
Понятие – форма рационального познания, является мыслью, содержащей общее и частные свойства объекта.
Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Практика – система сознательной и целенаправленной человеческой деятельности, связанная с преобразованием окружающего мира и созданием материальных и духовных ценностей.
Преднамеренная ложь – знание, которое выдаётся за истину, хотя сам субъект знает о его недостоверности.
Представление – форма чувственного познания, являющаяся сохранённым в памяти человека целостным чувственным образом объекта.
Проблема – научная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Прогресс – это направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход, от низшего к высшему, от простого к более сложному, к большей устойчивости и жизнеспособности общества.
Разумные потребности – это потребности, удовлетворение которых приносит пользу развитию человека.
Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Рационализм – философский подход, который на первое место ставит рациональное познание.
Регресс – направление развития по нисходящей линии, для которого характерен переход от высшего к низшему, от лучшего к худшему, к деградации, к меньшей стабильности и жизнеспособности общества.
Религия – совокупность взглядов и представлений, система верований в сверхъестественное, обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.
Репродуктивная деятельность – деятельность, направленная на копирование объекта.
Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в определённой сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Свобода – умение познать объективную необходимость и осуществлять личный выбор внутри рамок этой необходимости.
Синтез – процесс мысленного или фактического объединения частей в целое для их изучения.
Система – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Скептицизм – философский подход, ограничивающий возможности познания мира.
Социальный (общественный) институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующая определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение потребностей.
Субкультура – своеобразная часть общества, выделяющаяся своим образом жизни, социальными нормами, деятельностью и тд.
Суждение – форма рационального познания, являющаяся мыслью, которая что-либо отрицает или утверждает о предмете.
Структура деятельности:
- Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность;
- Объект – то, на что направлена деятельность;
- Мотив – совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих начать деятельность;
- Цель – осознанный идеальный образ желаемого результата;
- Средства – совокупность приёмов, методов осуществления деятельности;
- Результат – итог деятельности;
- Действие – отдельный сознательный акт субъекта.
Сфера общественной жизни – совокупность общественных отношений и деятельности, складывающихся по поводу однородных ценностей.
Творчество – вид деятельности, в ходе которой создаётся нечто принципиально новое.
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Тотемизм – религия с верой в происхождение людей от животных или растений.
Труд – форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Умозаключение (вывод) – форма рационального познания, являющаяся мысленной связью нескольких суждений и выделением из них нового суждения.
Учение – форма деятельности, главной целью которой является усвоение человеком новых знаний и навыков.
Церковь – религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Человек –
- высшая ступень развития живых организмов на Земле (стандартное определение из учебника);
- живое существо, способное к развитию разума и интеллекта на высоком уровне.
Фатализм – философский подход, отрицающий существование свободы.
Фетишизм – религия с поклонением неодушевлённым объектам.
Формализация – способ выражения реальных характеристик объекта с помощью знаков и символов (формул).
Эксперимент (опыт) – процесс активного воздействия на объект и помещение его в необходимые условия для изучения данного объекта.
Эмпиризм – философский подход, который на первое место ставит чувственное познание.
Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.