Содержание

Термины. Человек и общество.


Абсолютная истина – объективное, точное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть дополнено или опровергнуто, поскольку не зависит от способов её получения (не зависит ни от человека, ни от человечества).

Абстракция – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения, чтобы лучше его изучить.

Агностицизм – философский подход, полностью отрицающий возможность познания мира.

Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на части для лучшего его изучения.

Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

Анимизм – религия с верой в наличие души практически у каждого объекта.

Антропогенез – процесс эволюции человека.

Вера – убеждённость в чём-либо, не требующее доказательств.

Волюнтаризм – философский подход, определяющий свободу как вседозволенность.

Восприятие – форма чувственного познания, в которой при контакте объекта с органами чувств человек познаёт несколько  свойств этого объекта (чувственный образ объекта).

Гипотеза – научное предположение, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве,  проверке, обосновании.

Глобализация – процесс выхода многих национальных общественных отношений на международный уровень, объединение стран и народов в единую общность.

Глобальные проблемы человечества – угрозы, появившиеся в середине XX века, охватывающие всё население Земли, способные его уничтожить, для решение которых требуются объединённые усилия всего мирового сообщества.

Дедукция – переход от общего суждения к частным выводам.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, который заключается в преобразовании внешнего мира и подчинении его целям человека.

Заблуждение – знание, которое выдаётся за истину, и сам субъект не знает о его недостоверности.

Знания – результат познавательной деятельности, являющийся идеальным отражением свойств объективной реальности в сознании человека.

Игра – форма деятельности, в которой важен не конкретный результат, а сам процесс, направленный на развлечение, отдых.

Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

Измерение – получение информации о количественных и качественных характеристиках объекта.

Индивид – единичный представитель человеческого рода (характеризуемый с точки зрения биологических признаков).

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, которое состоит из совокупности черт и качеств человека.

Индукция – переход от частных суждений к общему выводу.

Инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с улучшения социального института в данных условиях.

Интерес – целенаправленное отношение субъекта к объекту его потребностей.

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Истина (объективная истина) – знание, объективное, достоверное, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Контркультура – часть общества, чьи интересы, ценности, деятельность противопоставляют её основной части общества, и действуют на общество разрушительно.

Культ – вид любой религиозной деятельности, практического духовного освоения мира.

Культура:

  • в широком смысле: исторически сложившаяся совокупность всех материальных и духовных объектов, которые были созданы человеком и продолжают создаваться;
  • в узком смысле: деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей.

Личность – человек, обладающий социально значимыми чертами, качествами и социально ценным опытом.

Ложь – знание, не соответствующее своему предмету.

Магия – религия с верой в наличие невидимых связей между объектами и возможность влиять на объекты через эти невидимые связи.

Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.

Метод познания – орудие, средство познания.

Мировоззрение – целостное представление субъекта о природе, обществе и своём месте в них, которое выражается в системе ценностей, идеалов, знаний личности или социальной группы.

  • Мировосприятие – представление мира в наглядных образах;
  • Мироощущение – эмоциональная сторона мировоззрения;
  • Миропонимание – представление о мире, основанное на мышлении.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей, базирующая на представлении о добре и зле.

Модернизация – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Мышление – процесс отражения свойств объективной реальности в форме понятий, теорий, суждений, умозаключений.

Наблюдение – процесс активного восприятия объекта без оказания на него какого-либо воздействия.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство объективных знаний о природе, обществе и самом познании, главная цель которой – достижение истины.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных, достоверных и систематизированных знаний.

Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании.

Необходимость – логическая связь между текущим состоянием объекта и условиями в прошлом, которые привели объект в это текущее состояние (по-простому: мысленная связь между причиной и следствием).

Неразумные потребности – это потребности, не приносящие пользу развитию человека.

Нравственность – воплощение в практической деятельности человека моральных норм и идеалов.

Образование – один из способов становления личности путём организованного получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Описание – сбор и перечисление количественных и качественных характеристик объекта.

Опыт – см. Эксперимент.

Общение – форма деятельности, при которой происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в передаче информации и узнавании (понимании) собеседников.

Общественные отношения – многообразные связи между субъектами общества.

Общество:

  • в широком смысле:
    • всё человечество в целом (такая формулировка может попасться в задании и будет считаться приемлемой для ответа, НО САМОМУ УЧЕНИКУ ЕЁ НЕЛЬЗЯ ВОСПРОИЗВОДИТЬ в качестве определения общества, для этого есть более полное определение общества (следующее));
    • обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, форм их объединения, а также связей между ними;
  • в узком смысле слова:
    • группа людей объединённая общими целями, идеалами, убеждениями, деятельностью;
    • определённый исторический этап в развитии человечества;
    • население определённого государства или региона.

Ответственность – система взаимных требований между человеком и обществом, а также контроль за их исполнением.

Относительная истина – объективное, но неточное, неполное знание о предмете, которое может быть дополнено или уточнено, потому что зависит от методов его получения (зависит от этапа развития человека и человечества).

Ощущение – форма чувственного познания, в которой при контакте объекта с органами чувств человек познаёт отдельное свойство этого объекта.

Позитивизм – философский подход, утверждающий возможность полного познания мира.

Познание – процесс активной деятельности человека, в ходе которой объективная реальность отражается в его сознании, а результатом является получение новых знаний.

Понятие – форма рационального познания, является мыслью, содержащей общее и частные свойства объекта.

Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Практика – система сознательной и целенаправленной человеческой деятельности, связанная с преобразованием окружающего мира и созданием материальных и духовных ценностей.

Преднамеренная ложь – знание, которое выдаётся за истину, хотя сам субъект знает о его недостоверности.

Представление – форма чувственного познания, являющаяся сохранённым в памяти человека целостным чувственным образом объекта.

Проблема – научная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Прогресс – это направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход, от низшего к высшему, от простого к более сложному, к большей устойчивости и жизнеспособности общества.

Разумные потребности – это потребности, удовлетворение которых приносит пользу развитию человека.

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Рационализм – философский подход, который на первое место ставит рациональное познание.

Регресс – направление развития по нисходящей линии, для которого характерен переход от высшего к низшему, от лучшего к худшему, к деградации, к меньшей стабильности и жизнеспособности общества.

Религия – совокупность взглядов и представлений, система верований в сверхъестественное, обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.

Репродуктивная деятельность – деятельность, направленная на копирование объекта.

Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в определённой сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).

Свобода – умение познать объективную необходимость и осуществлять личный выбор внутри рамок этой необходимости.

Синтез – процесс мысленного или фактического объединения частей в целое для их изучения.

Система – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Скептицизм – философский подход, ограничивающий возможности познания мира.

Социальный (общественный) институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующая определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение потребностей.

Субкультура – своеобразная часть общества, выделяющаяся своим образом жизни, социальными нормами, деятельностью и тд.

Суждение – форма рационального познания, являющаяся мыслью, которая что-либо отрицает или утверждает о предмете.

Структура деятельности:

  • Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность;
  • Объект – то, на что направлена деятельность;
  • Мотив – совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих начать деятельность;
  • Цель – осознанный идеальный образ желаемого результата;
  • Средства – совокупность приёмов, методов осуществления деятельности;
  • Результат – итог деятельности;
  • Действие – отдельный сознательный акт субъекта.

Сфера общественной жизни – совокупность общественных отношений и деятельности, складывающихся по поводу однородных ценностей.

Творчество – вид деятельности, в ходе которой создаётся нечто принципиально новое.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Тотемизм – религия с верой в происхождение людей от животных или растений.

Труд – форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Умозаключение (вывод) – форма рационального познания, являющаяся мысленной связью нескольких суждений и выделением из них нового суждения.

Учение – форма деятельности, главной целью которой является усвоение человеком новых знаний и навыков.

Церковь – религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Человек

  • высшая ступень развития живых организмов на Земле (стандартное определение из учебника);
  • живое существо, способное к развитию разума и интеллекта на высоком уровне.

Фатализм – философский подход, отрицающий существование свободы.

Фетишизм – религия с поклонением неодушевлённым объектам.

Формализация – способ выражения реальных характеристик объекта с помощью знаков и символов (формул).

Эксперимент (опыт) – процесс активного воздействия на объект и помещение его в необходимые условия для изучения данного объекта.

Эмпиризм – философский подход, который на первое место ставит чувственное познание.

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.