Основное понятие
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, который заключается в сознательном преобразовании внешнего мира и подчинении его целям человека.
Деятельность человека – это социальный процесс! Поэтому нельзя употреблять термин “деятельность” в отношении активности животных.
Деятельностью человек овладевает в процессе социализации. Следовательно, деятельность характеризует социальную сторону человеческой природы (не забываем, что есть ещё и биологическая сторона).
Структура деятельности
Деятельность имеет сложную структуру, то есть состоит из различных элементов.
Структура деятельности | ||
Элемент | Описание | Пример |
Субъект | Это тот, кто осуществляет деятельность: индивид, социальная группа, общество в целом. |
Иванов решает задачу. Школьный класс пишет контрольную. Общество страны Z ведёт войну. |
Объект деятельности | Это то, над чем осуществляется деятельность. |
Решается задача. Обтачивается на станке заготовка. |
Мотив |
Это внутренний или внешний фактор, которые провоцируют субъекта на осуществление деятельности. Мотивом могут выступать потребности и интересы человека, его идеалы, высшие устремления, а также субъективные желания. |
Голод заставил съесть яблоко. Из интереса начато чтение книги. |
Цель | Образ желаемого результата. |
Иванов изучает обществознание ради поступления в университет. Сидоров тренируется, чтобы победить в соревновании. |
Результат |
То, что получилось в процессе деятельности, итог деятельности. Результат бывает нескольких видов:
|
Положительный / отрицательный: Иванов поступил в университет, а Сидоров не набрал нужное количество баллов. Прямой / косвенный: Иванов сдал экзамен и вместе с тем расширил свой кругозор. |
Средства и методы |
То, с помощью чего осуществляется деятельность. Средства бывают нескольких видов:
|
Материальные: Иванов использует компьютер для подготовки к экзамену. Нематериальные: Иванов регулярно повторяет пройденную теорию. |
Действия | Отдельные поступки, которые предпринимаются в процессе деятельности для достижения цели. | Иванов для выполнения домашнего задания открыл учебник, положил рядом с собой тетрадь, приготовил ручку. |
Общие характеристики деятельности
- Сознательный характер – при осуществлении деятельности субъект руководствуется своим разумом;
- Социальный характер – навыки, необходимые для осуществления деятельности, субъект получает в обществе; а также сама деятельность чаще всего протекает внутри общества;
- Преобразовательный характер – субъект изменяет объективную реальность в процессе деятельности;
- Продуктивный характер – чаще всего деятельность нацелена на получение какого-либо определённого результата.
Отличия деятельности человека от активности животного
Деятельность человека | Активность животного |
Сознательный характер, основана на свободном выборе и свободном волеизъявлении человека | Практически полностью подчинена : животное не способно сделать свободный выбор, оно подчинено инстинктам, заложенным от рождения природой. |
Включает в себя:
|
Характерна только целесообразность. |
Является результатом социализации, а также позволяет и дальше социализироваться. | Животное владеет от рождения. |
В процессе деятельности человек преобразует окружающую среду. | В процессе своей активности животное меняет самого себя, чтобы приспособиться к изменяющейся окружающей среде. |
Создание сложных орудий труда с помощью других орудий труда. | Создание элементарных орудий труда: палка-копалка, мочалка из травы и тд. |
Способность не только к деятельности, но и к творческой – созданию чего-либо нового, не существовавшего ранее. | Исключительно репродуктивная деятельность, неспособность к творчеству. |
Созидательный характер – общество своими руками создаёт большинство объектов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей. | Преимущественно потребительский характер – животные потребляют готовые природные объекты для удовлетворения собственных потребностей. |
Это не все отличия животных от человека, в таблице указаны те, которые касаются именно человеческой деятельности. |
Формы деятельности
В зависимости от различных критериев выделяются самые разнообразные виды деятельности.
Сначала будут рассмотрены четыре вида деятельности, которые из-за своей важной роли в жизни человека имеют особое название – формы деятельности. Но, по сути, формы деятельности это тоже виды деятельности, только очень важные, которые встречаются в жизни практически каждого человека.
В их число входят: учение, труд, общение, игра.
Учение
Учение – это форма деятельности, главной целью которой является усвоение человеком новых знаний и навыков.
ВАЖНО: нельзя изменять название этого термина, нельзя заменять его на “изучение”, “обучение” и тд. Эти слова имеют несколько иной смысл и не будут засчитаны на экзамене, если их написать вместо термина “УЧЕНИЕ”.
Особенности учения:
- Как правило, участвуют минимум два субъекта: учитель и ученик;
- Является важнейшим элементом социализации, приобретения общественно значимых качеств личности; в том числе помогает усвоить ценности и нормы, принятые в обществе, а также способствует передаче опыта предыдущих поколений;
- Содействует социальной мобильности.
Виды учения:
- Организованное – протекает в специализированных организациях по заранее составленному плану;
- Неорганизованное – не имеет чёткого плана, может иметь форму самообразования.
Труд
Труд – это форма деятельности, которая направлена на достижение
результата.Особенности труда:
- Нацелен на достижение практически полезного результата;
- Цель чётко определена, результат предсказуем;
- Субъект для осуществления трудовой деятельности должен обладать определёнными навыками и умениями, которые во время труда будут продолжать совершенствоваться (также могут приобретаться новые навыки);
- Преобразовательный характер – субъект изменяет объективную действительность (создаёт или уничтожает какие-либо объекты).
Общение
Общение – это форма деятельности, при которой происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в передаче информации и узнавании (понимании) собеседников.
Особенности общения:
- Субъектов всегда два или более;
- Осуществляется обмен информацией;
- Нацелено на обмен информацией и/или узнавание партнёров;
- Могут использоваться разнообразные средства: органы чувств или почта, интернет, телефон и тд.;
- Передаваемая информация может иметь форму слов, эмоций, визуальных изображений, художественных символов, знакового шифра и тд.
Функции общения:
- Коммуникативная – установление контактов между субъектами;
- Социализация – приобретение полезных социальных навыков и качеств, формирование личности;
- Организационная – с помощью общения субъекты объединяются для проведения какой-либо иной совместной деятельности;
- Познавательная – передача информации и узнавание субъектами друг друга;
- Психологическая – оказание влияния на психо-эмоциональное состояние субъекта.
Виды общения:
- По участвующим субъектам:
- Между реальными субъектами;
- Между реальным субъектом и .
- По использующимся средствам:
- Непосредственное – с помощью органов тела;
- Опосредованное – с помощью технических средств.
- По отсутствию/наличию посредника:
- Прямое – нет посредника, субъекты общаются лично;
- Косвенное – информацию между субъектам общения передаёт третье лицо.
- Количество субъектов:
- Межличностное – индивид с индивидом;
- Личностно-групповое – индивид с группой;
- Межгрупповое – группа с группой.
- Длительность:
- Краткосрочное;
- Среднесрочное;
- Долгосрочное.
- По цели проведения:
- Личностное – общение проводится ради желания пообщаться;
- Деловое – общение проводится, чтобы организовать какую-либо другую деятельность.
- По отсутствию/наличию строгих правил:
- Формальное – проводится по строго определённым правилам;
- Неформальное – проводится без соблюдения строго определённых правил.
Игра
Игра – форма деятельности, в которой важен не конкретный результат, а сам процесс, направленный на развлечение, отдых.
Особенности игры:
- Протекает в условной ситуации – субъекты представляют себя в вымышленной обстановке;
- Используются предметы заменители, например, игрушки;
- Важен не столько , а сам процесс;
- Способствует отдыху и развлечению;
- В некоторых случаях может развивать социально значимые навыки.
Иные виды деятельности
- По количественному составу:
- Групповая;
- Индивидуальная.
- По новизне результата:
- Творческая – создание чего-то , не существовавшего ранее;
- Репродуктивная – копирование уже существующих объектов.
- По созданию/уничтожению (иногда называют “по характеру результата”):
- Созидательная – создание объекта;
- Разрушительная – уничтожение объекта.
- По виду объекта:
- Материальная – воздействию подвергается осязаемый объект;
- Нематериальная (духовная) – воздействию подвергается неосязаемый объект.
- По проявлению:
- Внешняя – воздействие субъекта на какой-либо посторонний объект;
- Внутренняя – мышление самого субъекта.
- По социальному значению:
- Практическая – вид
- Потребительская – вид деятельности, направленный исключительно на удовлетворение потребностей.
- По соответствию нормам права:
- Легальная (законная, правомерная);
- Нелегальная (незаконная, неправомерная).
- По соответствию моральным нормам:
- Нравственная (моральная);
- Безнравственная (аморальная).
Свобода и необходимость
Перед прочтением раздела “Свобода” настоятельно рекомендую задать себе ряд вопросов и постараться максимально определённо на них ответить. Это поможет лучше понять нижеследующий теоретический материал.
- Я являюсь свободным человеком?
- Если я свободен, то по каким критериям это можно определить? Если я несвободен, то по каким критериям это можно определить?
- Есть ли в обществе абсолютно свободные люди? Есть ли в обществе абсолютно несвободные люди?
ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ?
ТОЧНО ОТВЕТИЛ?!
Тогда продолжаем изучать обществоведческую теорию.
Перед формулированием определения “свободы человека” необходимо разобрать другой тесно связанный с нем термин – “необходимость“.
Важно: многие слова, которые в обыденной жизни имеют одно значение, в науке и философии понимаются совсем иначе! Посмотрите, что с научно-философской точки зрения означает “необходимость”…
Необходимость – это логическая связь между текущим состоянием объекта и теми условиями в прошлом, которые привели объект в это текущее состояние.
Например: Иванов усталый, так как недавно играл в футбол и много бегал. Усталый Иванов – объект. Игра в футбол – условия в прошлом. Связь между игрой в футбол и усталостью у Иванова будет называться необходимостью!
Если по-простому попытаться объяснить, что такое необходимость, то можно сказать, это связь между причиной и следствием.
Необходимость всегда присутствует в жизни любого человека. Необходимость ставит человека в определённые рамки, потому что связывает человека с определёнными условиями, которые влияют на человека. Нельзя без спроса взять чужую вещь – ты связан с законодательным запретом брать чужие вещи. Нельзя жить вечно – ты связан с законами природы. И тд. Человек всегда связан с какими-то условиями, которые его ограничивают. Это называют необходимостью.
Получается, абсолютной свободы не существует. Необходимость вечно ограничивает человека. Но некоторые действия человек может всё-таки совершать по своему усмотрению. Значит, существует “ограниченная свобода”.
Важно: когда в задании Вы встречаете термин “свобода”, по умолчанию всегда имеется ввиду “ограниченная свобода”!
Свобода – это умение познать
необходимость и совершать свой личный выбор в рамках, заданных объективной необходимостью.Таким образом можно схематично изобразить свободу человека и необходимость.
Необходимость задаёт определённые рамки.
Свобода человека не выходит за пределы этих рамок, но внутри них индивид может совершать свой личный свободный выбор.
Это и называется “ограниченная свобода” или просто “свобода”.
Философские подходы к пониманию сущности свободы
В
существует несколько взглядов, которые по разному определяют сущность свободы.- Фатализм – свободы не существует. Человек на 100% подчинён необходимости, и нет никакого личного выбора. Любое действие человека всецело определяется какой-либо причиной. Даже когда индивиду кажется, что он какое-то решение предпринял самостоятельно, это не так – он, не замечая того, действует по велению своих потребностей, инстинктов, рефлексов и тд.
- Волюнтаризм – свобода абсолютна. Всё починено воле человека. Индивид в состоянии любое решение принять независимо ни от чего. Индивид может свободно нарушить любые социальные нормы.
- Ограниченная свобода – взвешенное, срединное понимание свободы как умения познать рамки объективной необходимости и внутри них принимать личный выбор.
Ответсвенность
Ответственность – это готовность человека соблюдать социальные нормы и требовать от окружающих членов общества их соблюдения.
Таким образом, ответственный человек сам не бросит мусор мимо урны, но и за другими присмотрит, чтобы не мусорили.
Ответственность выступает одним из проявления необходимости (у необходимости много ипостасей) и ограничивает свободу человека.
Виды ответственности:
- Моральная ответственность – чувство, вызванное угрызениями совести;
- Юридическая ответственность – негативные последствия, налагаемые на нарушителя норм права;
- Историческая ответственность – чувство долга ;
- Индивидуальная – несёт отдельный человек;
- Коллективная – несёт социальная группа;
- Внутренняя – перед сами собой;
- Внешняя – перед другим человеком.