Содержание

1.3 Деятельность. Свобода и необходимость


1.3 Деятельность. Свобода и необходимость

Основное понятие

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, который заключается в сознательном преобразовании внешнего мира и подчинении его целям человека.

Деятельность человека – это социальный процесс! Поэтому нельзя употреблять термин “деятельность” в отношении активности животных.

Деятельностью человек овладевает в процессе социализации. Следовательно, деятельность характеризует социальную сторону человеческой природы (не забываем, что есть ещё и биологическая сторона).

Структура деятельности

Деятельность имеет сложную структуру, то есть состоит из различных элементов.

Структура деятельности
Элемент Описание Пример
Субъект Это тот, кто осуществляет деятельность: индивид, социальная группа, общество в целом.

Иванов решает задачу.

Школьный класс пишет контрольную.

Общество страны Z ведёт войну.

Объект деятельности Это то, над чем осуществляется деятельность.

Решается задача.

Обтачивается на станке заготовка.

Мотив

Это внутренний или внешний фактор, которые провоцируют субъекта на осуществление деятельности.

Мотивом могут выступать потребности и интересы человека, его идеалы, высшие устремления, а также субъективные желания.

Голод заставил съесть яблоко.

Из интереса начато чтение книги.

Цель Образ желаемого результата.

Иванов изучает обществознание ради поступления в университет.

Сидоров тренируется, чтобы победить в соревновании.

Результат

То, что получилось в процессе деятельности, итог деятельности.

Результат бывает нескольких видов:

  • Прямой – связан с целью; косвенный – не связан с целью.
  • Прямой результат делится на:
    • Положительный – удалось достичь цель;
    • Отрицательный – не удалось достичь цели.

Положительный / отрицательный: Иванов поступил в университет, а Сидоров не набрал нужное количество баллов.

Прямой / косвенный: Иванов сдал экзамен и вместе с тем расширил свой кругозор.

Средства и методы

То, с помощью чего осуществляется деятельность.

Средства бывают нескольких видов:

  1. Материальные – вещи, инструменты, расходные части;
  2. Нематериальные – способы, приёмы.

Материальные: Иванов использует компьютер для подготовки к экзамену.

Нематериальные: Иванов регулярно повторяет пройденную теорию.

Действия Отдельные поступки, которые предпринимаются в процессе деятельности для достижения цели. Иванов для выполнения домашнего задания открыл учебник, положил рядом с собой тетрадь, приготовил ручку.

Общие характеристики деятельности

  • Сознательный характер – при осуществлении деятельности субъект руководствуется своим разумом;
  • Социальный характер – навыки, необходимые для осуществления деятельности, субъект получает в обществе; а также сама деятельность чаще всего протекает внутри общества;
  • Преобразовательный характер – субъект изменяет объективную реальность в процессе деятельности;
  • Продуктивный характер – чаще всего деятельность нацелена на получение какого-либо определённого результата.

Отличия деятельности человека от активности животного

Деятельность человека Активность животного
Сознательный характер, основана на свободном выборе и свободном волеизъявлении человека Практически полностью подчинена инстинктам: животное не способно сделать свободный выбор, оно подчинено инстинктам, заложенным от рождения природой.

Включает в себя:

  1. Целесообразность – оценка своих возможностей и препятствий на пути к цели;
  2. Целеполагание – сложный сознательный процесс, включающий: постановку целей, выбор средств и методов, разработку последовательности действий.
Характерна только целесообразность.
Является результатом социализации, а также позволяет и дальше социализироваться. Животное владеет от рождения.
В процессе деятельности человек преобразует окружающую среду. В процессе своей активности животное меняет самого себя, чтобы приспособиться к изменяющейся окружающей среде.
Создание сложных орудий труда с помощью других орудий труда. Создание элементарных орудий труда: палка-копалка, мочалка из травы и тд.
Способность не только к репродуктивной деятельности, но и к творческой – созданию чего-либо нового, не существовавшего ранее. Исключительно репродуктивная деятельность, неспособность к творчеству.
Созидательный характер – общество своими руками создаёт большинство объектов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей. Преимущественно потребительский характер – животные потребляют готовые природные объекты для удовлетворения собственных потребностей.
Это не все отличия животных от человека, в таблице указаны те, которые касаются именно человеческой деятельности.

Формы деятельности

В зависимости от различных критериев выделяются самые разнообразные виды деятельности.

Сначала будут рассмотрены четыре вида деятельности, которые из-за своей важной роли в жизни человека имеют особое название – формы деятельности. Но, по сути, формы деятельности это тоже виды деятельности, только очень важные, которые встречаются в жизни практически каждого человека.

В их число входят: учение, труд, общение, игра.

Учение

Учение – это форма деятельности, главной целью которой является усвоение человеком новых знаний и навыков.

ВАЖНО: нельзя изменять название этого термина, нельзя заменять его на “изучение”, “обучение” и тд. Эти слова имеют несколько иной смысл и не будут засчитаны на экзамене, если их написать вместо термина “УЧЕНИЕ”.

Особенности учения:

  • Как правило, участвуют минимум два субъекта: учитель и ученик;
  • Является важнейшим элементом социализации, приобретения общественно значимых качеств личности; в том числе помогает усвоить ценности и нормы, принятые в обществе, а также способствует передаче опыта предыдущих поколений;
  • Содействует социальной мобильности.

Виды учения:

  • Организованное – протекает в специализированных организациях по заранее составленному плану;
  • Неорганизованное – не имеет чёткого плана, может иметь форму самообразования.

Труд

Труд –  это форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Особенности труда:

  • Нацелен на достижение практически полезного результата;
  • Цель чётко определена, результат предсказуем;
  • Субъект для осуществления трудовой деятельности должен обладать определёнными навыками и умениями, которые во время труда будут продолжать совершенствоваться (также могут приобретаться новые навыки);
  • Преобразовательный характер – субъект изменяет объективную действительность (создаёт или уничтожает какие-либо объекты).

Общение

Общение – это форма деятельности, при которой происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в передаче информации и узнавании (понимании) собеседников.

Особенности общения:

  • Субъектов всегда два или более;
  • Осуществляется двусторонний обмен информацией;
  • Нацелено на обмен информацией и/или узнавание партнёров;
  • Могут использоваться разнообразные средства: органы чувств или почта, интернет, телефон и тд.;
  • Передаваемая информация может иметь форму слов, эмоций, визуальных изображений, художественных символов, знакового шифра и тд.

Функции общения:

  • Коммуникативная – установление контактов между субъектами;
  • Социализация – приобретение полезных социальных навыков и качеств, формирование личности;
  • Организационная – с помощью общения субъекты объединяются для проведения какой-либо иной совместной деятельности;
  • Познавательная – передача информации и узнавание субъектами друг друга;
  • Психологическая – оказание влияния на психо-эмоциональное состояние субъекта.

Виды общения:

  • По участвующим субъектам:
    • Между реальными субъектами;
    • Между реальным субъектом и воображаемым.
  • По использующимся средствам: 
    • Непосредственное – с помощью органов тела;
    • Опосредованное – с помощью технических средств.
  • По отсутствию/наличию посредника:
    • Прямое – нет посредника, субъекты общаются лично;
    • Косвенное – информацию между субъектам общения передаёт третье лицо.
  • Количество субъектов:
    • Межличностное – индивид с индивидом;
    • Личностно-групповое – индивид с группой;
    • Межгрупповое – группа с группой.
  • Длительность:
    • Краткосрочное;
    • Среднесрочное;
    • Долгосрочное.
  • По цели проведения:
    • Личностное – общение проводится ради желания пообщаться;
    • Деловое – общение проводится, чтобы организовать какую-либо другую деятельность.
  • По отсутствию/наличию строгих правил:

Игра

Игра – форма деятельности, в которой важен не конкретный результат, а сам процесс, направленный на развлечение, отдых.

Особенности игры:

  • Протекает в условной ситуации – субъекты представляют себя в вымышленной обстановке;
  • Используются предметы заменители, например, игрушки;
    • Важен не столько результат, а сам процесс;
  • Способствует отдыху и развлечению;
  • В некоторых случаях может развивать определённые социально значимые навыки.

Иные виды деятельности

  • По количественному составу:
    • Групповая;
    • Индивидуальная.
  • По новизне результата:
    • Творческая – создание чего-то нового, не существовавшего ранее;
    • Репродуктивная – копирование уже существующих объектов.
  • По созданию/уничтожению (иногда называют “по характеру результата”):
    • Созидательная – создание объекта;
    • Разрушительная – уничтожение объекта.
  • По виду объекта:
    • Материальная – воздействию подвергается осязаемый объект;
    • Нематериальная (духовная) – воздействию подвергается неосязаемый объект.
  • По проявлению:
    • Внешняя – воздействие субъекта на какой-либо посторонний объект;
    • Внутренняя – мышление самого субъекта.
  • По социальному значению:
    • Практическая – вид преобразовательной деятельности, которая улучшает условия существования общества;
    • Потребительская – вид деятельности, направленный исключительно на удовлетворение потребностей.
  • По соответствию нормам права:
    • Легальная (законная, правомерная);
    • Нелегальная (незаконная, неправомерная).
  • По соответствию моральным нормам:
    • Нравственная (моральная);
    • Безнравственная (аморальная).

Свобода и необходимость

Перед прочтением раздела “Свобода” настоятельно рекомендую задать себе ряд вопросов и постараться максимально определённо на них ответить. Это поможет лучше понять нижеследующий теоретический материал.

  • Я являюсь свободным человеком?
  • Если я свободен, то по каким критериям это можно определить? Если я несвободен, то по каким критериям это можно определить?
  • Есть ли в обществе абсолютно свободные люди? Есть ли в обществе абсолютно несвободные люди?

 

ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ?

ТОЧНО ОТВЕТИЛ?!

Тогда продолжаем изучать обществоведческую теорию.

Перед формулированием определения “свободы человека” необходимо разобрать другой тесно связанный с нем термин – “необходимость“.

Важно: многие слова, которые в обыденной жизни имеют одно значение, в науке и философии понимаются совсем иначе! Посмотрите, что с научно-философской точки зрения означает “необходимость”…

Необходимость – это логическая связь между текущим состоянием объекта и теми условиями в прошлом, которые привели объект в это текущее состояние.

Например: Иванов усталый, так как недавно играл в футбол и много бегал. Усталый Иванов – объект. Игра в футбол – условия в прошлом. Связь между игрой в футбол и усталостью у Иванова будет называться необходимостью!

Если по-простому попытаться объяснить, что такое необходимость, то можно сказать, это связь между причиной и следствием.

Необходимость всегда присутствует в жизни любого человека. Необходимость ставит человека в определённые рамки, потому что связывает человека с определёнными условиями, которые влияют на человека. Нельзя без спроса взять чужую вещь – ты связан с законодательным запретом брать чужие вещи. Нельзя жить вечно – ты связан с законами природы. И тд. Человек всегда связан с какими-то условиями, которые его ограничивают. Это называют необходимостью.

Получается, абсолютной свободы не существует. Необходимость вечно ограничивает человека. Но некоторые действия человек может всё-таки совершать по своему усмотрению. Значит, существует “ограниченная свобода”.

Важно: когда в задании Вы встречаете термин “свобода”, по умолчанию всегда имеется ввиду “ограниченная свобода”!

Свобода – это умение познать объективную необходимость и совершать свой личный выбор в рамках, заданных объективной необходимостью.

1.3 Деятельность. Свобода и необходимость

Таким образом можно схематично изобразить свободу человека и необходимость.

Необходимость задаёт определённые рамки.

Свобода человека не выходит за пределы этих рамок, но внутри них индивид может совершать свой личный свободный выбор.

Это и называется “ограниченная свобода” или просто “свобода”.

Философские подходы к пониманию сущности свободы

В философии существует несколько взглядов, которые по разному определяют сущность свободы.

  • Фатализм – свободы не существует. Человек на 100% подчинён необходимости, и нет никакого личного выбора. Любое действие человека всецело определяется какой-либо причиной. Даже когда индивиду кажется, что он какое-то решение предпринял самостоятельно, это не так – он, не замечая того, действует по велению своих потребностей, инстинктов, рефлексов и тд.
  • Волюнтаризм – свобода абсолютна. Всё починено воле человека. Индивид в состоянии любое решение принять независимо ни от чего. Индивид может свободно нарушить любые социальные нормы.
  • Ограниченная свобода – взвешенное, срединное понимание свободы как умения познать рамки объективной необходимости и внутри них принимать личный выбор.

Ответсвенность

Ответственность – это готовность человека соблюдать социальные нормы и требовать от окружающих членов общества их соблюдения.

Таким образом, ответственный человек сам не бросит мусор мимо урны, но и за другими присмотрит, чтобы не мусорили.

Ответственность выступает одним из проявления необходимости (у необходимости много ипостасей) и ограничивает свободу человека.

Виды ответственности:

  • Моральная ответственность – чувство, вызванное угрызениями совести;
  • Юридическая ответственность – негативные последствия, налагаемые на нарушителя норм права;
  • Историческая ответственность – чувство долга одного поколения перед другим;
  • Индивидуальная – несёт отдельный человек;
  • Коллективная – несёт социальная группа;
  • Внутренняя – перед сами собой;
  • Внешняя – перед другим человеком.