Общие требования к ответам:
- Все задания ЕГЭ типовые и шаблонные. Структура заданий не будет отличаться от варианта к варианту.
- В одном задании содержится несколько вопросов. Сколько в задании вопросов, столько должно быть и ответов.
- Ответ на каждое задание должен быть чётко структурирован – состоять из пунктов и подпунктов. Каждый пункт и подпункт нумеруется. Ни в коем случае нельзя писать ответ единым абзацем без пунктов.
- Если в задании требуется что-то объяснить/аргументировать/подтвердить/опровергнуть, то каждый свой аргумент в ответе нужно писать в форме развёрнутого, распространённого предложения. Одно слово, словосочетание или краткая мысль в ответах на такие задания принесут 0 баллов.
- Перед началом ответа всегда необходимо указывать номер задания.
№17
Структура задания:
«Как в тексте написано о чём-либо? Каково мнение автора о чём-либо? Что думает автор о чём-либо?»
Раз в задании три вопроса, значит, должно быть три пункта с ответами!
Структура ответа:
«№17
- Фрагмент из текста I.
- Фрагмент из теста II.
- Фрагмент из текста III».
Советы:
- Это задание всегда делается строго по тексту – нужно, ничего не добавляя от себя, найти ответ на вопрос в тексте и выписать нужный фрагмент текста.
- Этот фрагмент может быть размером от одного-двух слов до целого предложения.
- Следует внимательно читать вопрос в задании, что выписать не меньше и не больше, чем требуется.
- В задании всегда три вопроса, значит нужно выписывать три фрагмента.
- В самых редких случаях потребуется перефразировать фрагмент из текста, но при этом важно сохранить его первоначальный смысл.
№18
Структура задания:
«В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков ЛЮБОГО ПОНЯТИЯ ИЗ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ;
– объясните с помощью СВОИХ ЗНАНИЙ какую-либо АВТОРСКУЮ МЫСЛЬ ИЗ ТЕКСТА.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)»
Структура ответа:
«№18
- Три признака понятия:
- Признак I;
- Признак II;
- Признак III.
- Объяснение с помощью своих знаний авторской мысли из текста».
Советы:
- Чтобы написать признаки понятия, нужно учить определение понятий.
- Чтобы объяснять авторскую мысль с помощью своих теоретических знаний, нужно читать/учить темы и параграфы.
№19
Структура задания:
«Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите ТРИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТЕЗИСА и приведите ПО ОДНОМУ ПРИМЕРУ НА КАЖДЫЙ ТЕЗИС.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)»
Структура ответа:
«№19
- Тезис I – пример к тезису I.
- Тезис II – пример к тезису II.
- Тезис III – пример к тезису III».
Советы:
- В качестве тезиса в задании могут попросить назвать виды / признаки / функции (и тд.) какого-либо объекта.
- Пример – это ситуация, которая может встретиться в реальной жизни. Такие примеры-ситуации можно брать из современной жизни, из истории или придумывать самому. Главное, чтобы эти примеры-ситуации были правдоподобные.
№20
Структура задания:
«Используя обществоведческие знания, сформулируйте ТРИ СУЖДЕНИЯ ИЛИ АРГУМЕНТА о КАКОМ-ЛИБО ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ТЕЗИСЕ.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)»
Структура ответа:
«№19
- Собственная мысль I по поводу теоретического тезиса.
- Собственная мысль II по поводу теоретического тезиса.
- Собственная мысль III по поводу теоретического тезиса».
Советы:
- В качестве теоретического тезиса в задании может попасться абсолютно любое утверждение из какой-либо обществоведческой темы.
- Собственные мысли должны как-либо раскрывать и комментировать теоретический тезис.
№21
Структура задания:
«На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке КАКОГО-ЛИБО ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ в стране Z. Кривая ПРЕДЛОЖЕНИЯ / СПРОСА переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе/предложении D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения/спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос/предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос/предложение и равновесная цена на данном рынке, если что-то произойдёт при прочих равных условиях?»
Структура ответа:
«№21
- Равновесная цена выросла / упала (выбрать одно).
- Назвали фактор – объясняем как он повлиял на спрос/предложение.
- Спрос/предложение вырастет/упадёт. Цена вырастет/упадёт».
Советы:
- Чтобы решить это задание нужно знать «закон спроса и предложения».
- Отвечая на второй вопрос, нужно выбирать именно неценовые факторы спроса и предложения.
№22
Структура задания:
«В стране Z что-то происходит. А потом ещё что-то происходит. И снова что-то происходит в стране Z. (Сначала в задании подробно будет описана какая-либо ситуация).
К какому виду относится объект I из страны Z?
К какому виду относится объект II из страны Z?
О каком процессе в стране Z свидетельствует приведённая выше информация?
Какими признаками/функциями обладает какой-либо объект?»
Структура ответа:
«№22
- Объект I относится к такому-то виду.
- Объект II относится к такому-то виду.
- Приведённая информация говорит о таком-то процессе.
- Признаки/функции объекта:
- Признак/функция I;
- Признак/функция II;
- Признак/функция III».
Советы:
- Отвечая на вопросы задания, нужно внимательно читать пример ситуации, которая подробно описана в начале задания.
- Ответ на задание состоит не просто из пунктов, а также из подпунктов.
№23
Задание № 23 может быть представлено в одном из двух вариантов.
Структура задания (вариант 1):
«Конституцию Российской Федерации называют ОБЛАДАЮЩЕЙ КАКОЙ-ЛИБО ХАРАКТЕРИСТИКОЙ.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)»
Структура ответа (вариант 1):
«№23
- Норма I из Конституции, которая подтверждает данную характеристику.
- Норма II из Конституции, которая подтверждает данную характеристику.
- Норма III из Конституции, которая подтверждает данную характеристику».
Структура задания (вариант 2):
«Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Какие положения Конституции Российской Федерации подтверждают следующие характеристики нашего государства:
- Характеристика I;
- Характеристика II;
- Характеристика III?
На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте по одному подтверждению каждой характеристики».
Структура ответа (вариант 2):
«№23
- Норма I из Конституции, которая подтверждает характеристику I.
- Норма II из Конституции, которая подтверждает характеристику II.
- Норма III из Конституции, которая подтверждает характеристику III».
Советы:
- Для ответа на вопросы из данного задания нужно знать и уметь цитировать (дословно или своими словами) отдельно взятые нормы конституции из Глав 1, 2, 3.
- См. тему 5.4.
№24
Структура задания:
«Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «О КАКОМ-ЛИБО ОБЪЕКТЕ». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)»
Структура ответа:
«№25
- Понятие объекта.
- В широком смысле;
- В узком смысле;
- В ещё каком-либо смысле (если таковой имеется).
- Признаки объекта.
- Признак I;
- Признак II;
- Признак III.
- Виды объекта.
- Вид I;
- Вид II;
- Вид III.
- Структура объекта:
- Элемент I;
- Элемент II;
- Элемент III.
- Функции объекта
- Функция I;
- Функция II;
- Функция III.
- Взаимодействие этого объекта и другого предмета.
- Перспективы развития объекта.
- А также любые другие пункты, которые будут раскрывать тему».
Советы:
- Представленный пример сложного плана является приблизительным. В зависимости от каждой конкретной темы придётся убирать или добавлять соответствующие пункты.
- Хоть в задании написано «напишите минимум 3 пункта, два из которых раскрыты в подпунктах», не нужно писать именно 3! Ведь три пункта – это минимум, за который ставят минимум баллов! Хотите больше баллов, пишите больше пунктов.
- Нельзя писать пункты, не относящиеся к теме плана.
- Пунктов и подпунктов должно быть столько, сколько позволит максимально подробно раскрыть тему.
- По своей сути план – это пересказ параграфа только в сокращённом формате, состоящем не из подробных предложений, а из коротких пунктов.
- Пункты не должны быть длинными. Необходимо писать от одного до пяти слов максимум в одном пункте. Если пункт получился слишком длинным, его не засчитают, потому что длинные пункты (превышающие 5 слов) не подходят под формат сложного плана.
№25
Структура задания:
«Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
- Обоснуйте КАКОЙ-ЛИБО ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТЕЗИС. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
- Назовите ТРИ КАКИХ-ЛИБО ОБЪЕКТА.
- Для каждого из указанных в пункте 2 ОБЪЕКТОВ приведите по ОДНОМУ ПРИМЕРУ, иллюстрирующему функционирование этого объекта. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)»
Структура ответа:
«№25
- Обоснование какого-либо тезиса в двух или трёх предложениях.
- Объекты:
- Объект I;
- Объект II;
- Объект III.
- Примеры:
- Пример для объекта I;
- Пример для объекта II;
- Пример для объекта III».
Советы:
- Отвечая на первый вопрос, нужно писать максимально подробно, обстоятельно и убедительно. Необходимо использовать обществоведческую теорию в своих ответах. Ответ на первый вопрос должен быть не короче двух-трёх распространённых предложений.
- Пример – это ситуация, которая может встретиться в реальной жизни. Такие примеры-ситуации можно брать из современной жизни, из истории или придумывать самому. Главное, чтобы эти примеры-ситуации были правдоподобные.