Содержание

2.6 Конкуренция


Понятие конкуренции

Конкуренция — борьба участников рыночных отношений за лучшие условия на рынке:

  • Производители борются за привлечение потребителей, чтобы повысить свою прибыль;
  • Потребители борются за возможность купить качественный товар по выгодной цене.

Конкуренция является свойством рыночной экономики!

В заданиях как правило спрашивают про конкуренцию между производителями!

Позитивные и негативные черты конкуренции

Позитивные черты конкуренции. Она мотивирует производителей:

  • Повышать качество товара;
  • Понижать цену;
  • Побуждает производителей улучшать качество обслуживания/сервиса;
  • Расширять ассортимент товаров и услуг;
  • Внедрение современных научных технологий;
  • Экономное использование ресурсов.

 

Негативные черты конкуренции:

  • Монополизация рынка — разорение некоторых производителей;
  • Использование недобросовестных способов конкуренции;
  • Высокие затраты на рекламу влекут повышение цены на товары;
  • Чрезмерная эксплуатация ресурсов — например, производитель может сокращать зарплату наёмным работникам;
  • Отток инвестиций от социально значимых предприятий в пользу тех, которые просто принесут больше прибыли самим производителям.

Виды конкуренции

Характеристика Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая Олигополия Монополия
Число производителей Очень много — сотни Много — десятки Около десяти основных производителей Один единственный производитель

 

Характеристика производимого товара

 

Одинаковый товар или услуга Разный товар, но схожего назначения Одинаковый или разный товар Уникальный товар

 

Условия входа на рынок — возможность появления новых производителей

 

Практически никаких ограничений на появление новых производителей Существуют некоторые препятствия для вхождения на рынок Войти на рынок очень трудно Войти на рынок невозможно

 

Может ли один из производителей изменять цену на всём рынке

 

Не может Очень ограниченное влияние Ограниченное влияние, но существует угроза ценового сговора Полный контроль над ценой
Примеры рынков Сельскохозяйственные продукты; ремонт бытовой техники; косметические услуги — тысячи их Бытовая химия (чистящие средства), производители одежды; производители бытовой техники — десятки их Производители автомобилей, процессоров, авиастроение — около десятка основных производителей Примеры монополий в современной России: Государственная корпорация Росатом — строительство ядерных электростанций; Акционерное общество Российские железные дороги — железнодорожные перевозки; Государственная корпорация Роскосмос — изготовление и запуск космических аппаратов — каждый уникален

Монопсония — тип конкуренции на рынке, для которого характерно наличие одного единственного потребителя.

Меры государственной поддержки конкуренции

Поскольку позитивные черты конкуренции перевешивают её негативные черты, государство должно способствовать развитию конкуренции на рынке.

Способы государственной поддержки конкуренции в России:

  1. Деятельность Федеральной антимонопольной службы — этот государственный орган следит за предпринимателями, чтобы они не нарушали законы РФ и ради своей выгоды не использовали недобросовестно своё положение на рынке:
    1. Обман потребителей через недостоверную рекламу;

    2. Навязывание дополнительных платных услуг;

    3. Необоснованное завышение цены на товары и ценовой (картельный) сговор.
  2. Дотации малому бизнесу — кредиты по низкой ставке и безвозмездные выплаты/гранты малому бизнесу. Ведь небольшим предприятиям трудно конкурировать с крупными компаниями, поэтому государство их поддерживает. Чтобы малый бизнес мог функционировать и снабжать потребителей товарами и создавать рабочие места.
  3. Юридические и финансовые консультации для малого бизнеса — эта мера предоставляется неопытным малым предпринимателям для получения необходимой правовой или хозяйственной информации.
  4. Контроль за недопущением коррупции, затрудняющей предпринимательскую деятельность — практически для любого бизнеса государство устанавливает различные стандарты, которым нужно соответствовать, и лицензии, которые нужно получать. Коррумпированные чиновники могут создавать препятствия для получения лицензий и прохождения проверок бизнесом.