Виды научного знания
ЭЭТ
Уровни научного познания
Уровнями научного познания являются этапы познавательного процесса, которые следуют один за другим.
Научное познание включает два уровня:
- Эмпирический;
- Теоретический.
Эмпирический уровень | Теоретический уровень |
Знания базовые, от которых исследователи будут отталкиваться в дальнейшем. Но поверхностные. | Углубленные знания. Но основанные на эмпирических данных. |
Приобретаются знания о явных, внешних, поверхностных свойствах объекта. | Приобретаются знания о скрытых, внутренних, неявных свойствах объекта. |
Не способен к | .Способен к прогнозированию. |
Знания предметны — эмпирические знания дают информацию о конкретном, отдельно взятом, предмете. | Обобщённые знания — теоретические знания дают информацию, которая описывает свойства целой группы объектов (а не отдельно взятого предмета). |
Методы научного познания
Эмпирические методы:
- Измерение – получение информации о количественных и качественных характеристиках объекта.
- Наблюдение – процесс активного восприятия объекта без оказания на него какого-либо воздействия.
-
Описание – сбор и перечисление количественных и качественных характеристик объекта.
-
Опыт – см. Эксперимент.
- Эксперимент (опыт) – процесс активного воздействия на объект и помещение его в необходимые условия для изучения данного объекта.
Теоретические методы:
- Абстракция – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения, чтобы лучше его изучить.
- Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на части для лучшего его изучения.
- Синтез – процесс мысленного или фактического объединения частей в целое для их изучения.
- Дедукция – переход от общего суждения к частным выводам.
- Индукция – переход от частных суждений к общему выводу.
- Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
- Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.
- Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
- Формализация – способ выражения реальных характеристик объекта с помощью знаков и символов (формул).